ОБРАБОТКА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ. КАК ПОЛУЧИТЬ УСЛУГУ ИЛИ ПРИОБРЕСТИ ТОВАР БЕЗ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛИШНЕЙ ИНФРМАЦИИ О СЕБЕ, ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ ОТ НАЗОЙЛИВОЙ СМС-РАССЫЛКИ И РЕКЛАМНЫХ ЗВОНКОВ

Похожее изображение

На сегодняшний день каждая семья, каждый из нас – живёт в мире потребителей. Для получения нами той или иной услуги, либо при приобретении какого-либо товара, необходимо подписать договор, заполнить заявление или ещё какой-нибудь документ, предоставляемый со стороны Исполнителя/Продавца и т.д.

Чем дальше, тем больше возникают трудности по получению запрашиваемой услуги, приобретаемого товара. Одной из причин возникновения таких трудностей является регулярное внесение изменений в законодательство РФ, а также создание новых законодательных актов, способствующих возникновению новых обстоятельств, влияющих на взаимоотношения между сторонами.

Так, до введения в действие Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», для вступления в какие-либо гражданские правоотношения, нам не нужно было давать согласие на обработку своих персональных данных или персональных данных членов нашей семьи, детей. Последние годы нас буквально принуждают дать согласие на обработку наших персональных данных, при этом, давая согласие на обработку своих персональных данных, Вы должны помнить о нескольких важных вещах.

Во-первых, необходимо определиться, что значит «персональные данные», «обработка персональных данных» и для чего необходима эта обработка?

Обратимся к  Федеральному закону от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон). Согласно статье 3 Закона «персональные данные» – это «любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)»; «обработка персональных данных» –  это «любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными…». Так, к персональным данным относятся Ваши фамилия, имя, отчество, дата рождения, место Вашей регистрации, проживания, Ваши паспортные данные и т.д., такие же данные Ваших детей и иных членов Вашей семьи, сведения о Вашей деятельности, хобби и иные достоверные сведения/информация, которые относятся конкретно к Вам, к Вашей личности и (или) членам Вашей семьи. И в случае их предоставления кому-либо, для достижения определённых правоотношений,  возникающих между Вами и ещё одной стороной, данная сторона тем самым получает возможность их обрабатывать, т.е. проводить те или иные действия на достижение цели, ради которых Вы эти персональные данные предоставили.

Важно знать, что в силу части 2 статьи 5 Закона, обработка персональных данных  должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определённых и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных».

 

Во-вторых. В соответствии с частью 2 статьи 17 Конституции РФ, «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

В соответствии с частью 1 статьи 24 Конституции РФ, «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». На основании части 1 статьи 23 Конституции РФ, «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени».  В силу части 3 статьи 29 Конституции РФ, «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».

Согласно частям 1 и 2 статьи 9 Закона, субъект персональных данных (гражданин) принимает решение о предоставлении его персональных данных или нет. И в случае их предоставления – он даёт согласие на их обработку свободно, своей волей и в своём интересе. Согласно части 6 статьи 9 Закона, в случае недееспособности субъекта, согласие на обработку его персональных данных или отказ в их предоставлении – даёт законный представитель данного субъекта.

То есть предоставление своих персональных данных и (или) персональных данных Ваших детей или иных членов семьи добровольно. Это означает одно – никто не может Вас заставить предоставить персональные данные без Вашего письменного разрешения. Обратите внимание на название – «согласие», именно что Ваше СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ, то есть это Ваше право, а не обязанность в их предоставлении. И предоставить персональные данные Вы имеете право в том объёме, в котором считаете необходимым. Ещё один важный  нюанс. Всегда читайте «заявление», «согласие», «уведомление» и иного рода документы, которые Вам предоставляет другая сторона для подписания. Возможно, перечень персональных данных, перечисляемый в документе, слишком велик и не нужен для предоставления в указанном объёме для достижения цели, в связи, с которой предоставляются Вами персональные данные, также в документе, запрашиваемом персональные данные, может отсутствовать конкретная цель, согласно  которой Вы их предоставляете, что будет только нарушать Ваши права.

 

Почему это так важно? Вы сталкивались с смс-рассылкой рекламы в Ваш адрес, со звонками на Ваш номер о предложениях той или иной услуги? Или  от кого-то вдруг узнаете  том, что о Вас или Вашей семье имеется какая-либо информация, которую бы Вы не хотели и не желали озвучивать в сети? А когда Вы заказываете «онлайн» услугу/товар и Вам не продают её/его пока Вы не нажмёте кнопку «Согласен с политикой обработки персональных данных»? Ведь Вас уже не спрашивают, какие бы Вы сведения включили в эти персональные данные, а какие необходимо убрать, в силу того, что Вы не намерены эти персональные данные предоставить? А не нажмёте кнопку, по причине несогласия предоставить весь перечисленный список Ваших персональных данных, – Вам не окажут услугу, не продадут товар. Именно такие действия «Продавца» расцениваются как «некачественное оказание услуг», «злоупотребление правом», «недобросовестность».

Что делать, если всё же Вам пришлось столкнуться с нарушением Ваших прав, с дискриминацией Вас, как потребителя, не согласившегося на обработку Ваших персональных данных, либо персональных данных членов Вашей семьи в том объёме, в котором запрашивает противная сторона договора?

 

Шаг 1.

А. Вы можете напрямую по телефону или при личной беседе непосредственно переговорить с Продавцом услуг/товаров, указать на недостатки оказания услуг с его стороны, предложить свой вариант.

Б. Написать претензию стороне, которая требует от Вас в принудительном порядке подписать их вариант согласия на обработку персональных данных (иначе Вы рискуете получить отказ в оказании Вам услуг/продаже товара) о несогласии с её действиями, т.к. добровольное согласие не может быть взято:

а) под принуждением;

б) содержать те персональные данные, предоставление которых не обязательно для их обработки при достижении цели соглашения между Вами;

в) если в согласии на обработку персональных данных отсутствует конкретная цель, для чего Вы обязаны предоставить свои персональные данные. В претензии укажите, с чем конкретно Вы не согласны и предложите свой вариант. Претензию направьте по почте, либо по электронной почте, если у Продавца услуг/товара имеется  электронный адрес для направления обращений.

 

Шаг 2. Получить ответ от Продавца.

Помните, что согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его получения. Однако сделки купли-продажи, оказания услуг и т.п., – регулируются Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», при условии, что потребитель является физическим лицом. В соответствии со статьёй 22 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», ответ Вам обязаны направить не позднее дести дней, с момента получения Вашего обращения.

Не расстраивайтесь, если Продавец товаров/услуг – не ответил Вам и, письмо вернулось к Вам обратно, это означает, что он уведомлён на тридцатый день, с момента как письмо дошло до него.

3. Если Продавец готов изменить условия, готов учесть Ваше мнение – поздравляем Вас! Вы смогли изменить условия ранее предлагаемого Вам согласия на обработку персональных данных. Если Продавец не отреагировал на Ваше обращение, либо ответил Вам отказом, для достижения Вами цели, Вы можете:

А. Обратиться с жалобой в Прокуратуру, указав в жалобе о нарушении стороной сроков рассмотрения обращения и ущемления Ваших прав.

Кроме того, в жалобе необходимо объяснить сотрудникам Прокуратуры, когда и что у Вас произошло, в чём нарушены Ваши права, на что обратить внимание сотрудников и указать, в чём именно они должны разобраться.

Б. Обратиться в суд с иском о компенсации морального вреда, т.к. Ваши права потребителя нарушены, – конкретно Вас ограничили в получении услуги/приобретении товара, или Вам  без Вашего разрешения направляют разного содержания рекламу, или Вам не предоставили согласно закону информацию для чего конкретно у Вас требуют взять согласие на обработку персональных данных – Вам не разъяснили и отказываются разъяснить.

Если Вы желаете приобрести услугу/товар, но не желаете о себе распространять какие-либо сведения, а тем более, чтобы Ваши персональные данные были переданы третьим лицам с целью очередной «рекламной атаки», нужно быть предельно внимательным и осторожным в подписании таких согласий.