Получение постоянного жилья в период прохождения военной службы военнослужащим

Получение постоянного жилья в период прохождения военной службы военнослужащими, заключившими первый контракт о прохождении военной службы после 1998 года.

Справочно:

Разница между военнослужащими, заключившими контракт до- и после- 1 января 1998 года заключается в том, что первые обеспечиваются служебными жилыми помещениями на первые 5 лет службы, после чего вправе получить жилые помещения избранной (кроме военной ипотеки) формы: социальный наем, в собственность, и предоставление жилищной субсидии. В Федеральном законе «О статусе военнослужащих», причем в одной и той же его статье, существуют две несколько противоречащие друг другу нормы в части, касающейся момента наступления права военнослужащего на обеспечение постоянным жильем (по договору социального найма либо получение жилого помещения в собственность). Они приведены ниже.

Первая норма права.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

— военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998г.), и совместно проживающие с ними члены их семей;

— офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей;

— прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей.

Вторая норма права.

Военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального

найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 вышеназванного Федерального закона.

Противоречие вышеприведенных двух правовых норм заключается в том, что согласно первой из них служебными жилыми помещениями военнослужащие указанной в ней категории обеспечиваются на весь период военной службы. Согласно второй приведенной норме — тем же военнослужащим еще в период прохождения военной службы (при выслуге более 20 лет) могут предоставляться жилые помещения в собственность или по договору социального найма.

Действующим законодательством предусмотрены две категории военнослужащих, заключившие контракт после 1 января 1998 года, обеспечиваемых на весь период военной службы служебными жилыми помещениями, которые при определенных условиях приобретают право на обеспечение жилыми помещениями на постоянной основе:

— военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

— военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями. Как видно, в нашем случае суды трактуют абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» как позволяющий военнослужащему, имеющему 20 лет выслуги на военной службе и заключившему первый контракт после 1998 года, до начала процесса его увольнения становиться в очередь на получение жилья по договору социального найма и соответственно претендовать на его получение. В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и п. 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями (далее — Правила), к категории военнослужащих, имеющих право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма, относятся две группы лиц:

— имеющие выслугу на военной службе 20 лет и более;

— имеющие 10 лет и более выслуги лет на военной службе и увольняемые по «льготным» основаниям.

При этом, п. 1 Правил установлено, что признание военнослужащих указанных двух категорий нуждающимися в жилых помещениях осуществляется при их увольнении с военной службы.

Следовательно, не наделение военнослужащего статусом увольняемого влечет отказ в признании его нуждающимся в жилом помещении. Согласно абз. 4-7 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, заключившим первый контракт после 1998 г. (а также курсантам, окончившим военные вузы после 1 января 1998 г.), служебное жилье предоставляется на весь период военной службы. А согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 того же Закона тем же самым военнослужащим может быть предоставлено постоянное жилье после 20 лет военной службы.

Из системного толкования приведенных выше норм права следует, что действительно на весь период военной службы указанные военнослужащие подлежат обеспечению служебным жильем. Вместе с тем, при наличии выслуги 20 лет военной службы они наделяются правом на получение постоянного жилья, сохраняя при этом право на обеспечение служебным жильем. Естественно, при получении постоянного жилья они в соответствии с ч. 2 ст. 99 ЖК РФ теряют право на обеспечение служебным жильем в том же населенном пункте или близлежащем от него. Поэтому, по мнению автора, между абз. 4-7 и 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» нет разногласий, если считать, что вторая правовая норма расширяет перечень социальных гарантий военнослужащих, предоставленных первой нормой права.

В настоящее же время по-прежнему для получения постоянного жилья военнослужащему, заключившему первый контракт о прохождении военной службы после 1998 г., необходимо приобрести статус увольняемого. Приоритетным направлением является обеспечение жильем и положенными видами довольствия увольняемых военнослужащих, в то время как военнослужащие, проходящие военную службу, вынуждены надеяться на получение какого-либо жилья в необозримом будущем, а «реформирование» системы обеспечения иными видами довольствия только ухудшает материальное обеспечение военнослужащих.

Такое положение дел и естественное желание военнослужащего иметь «крышу над головой» вынуждают военнослужащего при наличии возможности увольняться по «льготным» основаниям в целях получения жилья.

Разница между военнослужащими, заключившими контракт до- и после- 1 января 1998 года заключается в том, что первые обеспечиваются служебными жилыми помещениями на первые 5 лет службы, после чего вправе получить жилые помещения избранной (кроме военной ипотеки) форме: социальный наем, в собственность, и предоставление жилищной субсидии.

 

 

Запишитесь на консультацию военного юриста

Оставьте свои данные и мы вам перезвоним в течение часа