Увольнение по НУК со стороны Министерства Обороны

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий в случае существенного и (или) систематического нарушения в отношении его условий контракта о прохождении военной службы со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

Увольнение по данной статье редко встречается на практике, так как военнослужащие зачастую не знают о своих правах, не прилагают усилий по их защите, не обращаются за помощью к профессиональным юристам, из года в год получают неправомерные отказы должностных лиц в реализации своих прав, полагая, что терпят тяготы и лишения военной службы. В то же время государство гарантирует правовую и социальную защиту военнослужащих, осуществляет охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

Однако подобное основание для увольнения подрывает авторитет Министерства обороны Российской Федерации и раскрывает существующие проблемы прохождения военной службы, поэтому решения о том, что военнослужащий имеет право на досрочное увольнение с военной службы в связи с существенным и систематическим нарушением в отношении него условий контракта принимаются в основном судами.

Пунктом 44 Постановления Пленума Верховного суда  от 29 мая 2014 года №8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности и военной службе и статусе военнослужащих» установлено, что существенным нарушением условий контракта со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, может быть признано такое нарушение, из-за которого военнослужащий лишился возможности осуществлять свои конституционные права, либо нарушение, лишающее военнослужащего или членов его семьи возможности воспользоваться наиболее значимыми для них правами, социальными гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательством о порядке прохождения военной службы и статусе военнослужащих.

Анализ судебной практики позволяет выделить существенные нарушения, допускаемые командованием воинских частей, которые существенно нарушают права военнослужащих:

— Безосновательное превышение нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени;

— Не предоставление отпуска;

— Не предоставление дополнительных суток отдыха или отпусков;

— Нарушения в выплате денежного довольствия;

— Нарушения в продовольственном и вещевом обеспечении военнослужащих;

— Препятствие в осуществлении права на жилище (в том числе не предоставление служебного жилого помещения или поднаема);

— Препятствие в осуществления права на охрану здоровья и медицинскую помощь;

— Препятствие в осуществлении права на образование (не предоставление учебных отпусков, отказ в присвоении воинских званий после обучения).

Важно учитывать, что нарушения в отношении военнослужащего должны быть систематическими, то есть повторяющиеся более двух раз в течение непродолжительного времени.

Однако суд решает индивидуально, являются ли допущенные нарушения условий контракта существенными для конкретного военнослужащего с учетом семейного и материального положения военнослужащего, места его военной службы и условий ее прохождения, а также других данных. Поэтому представленный перечень нарушений, допускаемых командованием воинских частей является примерным.

Обратите внимание, что Вам необходимо обращаться с рапортом для реализации своих прав, и каждый факт нарушения со стороны командования должен быть доказан.

 

 

Запишитесь на консультацию военного юриста

Оставьте свои данные и мы вам перезвоним в течение часа