Правовой анализ постановления правительства Санкт-Петербурга №121 от 13.03.2020. Что же такое режим повышенной готовности? Правомерны ли штрафы за его нарушение?

Все больше и больше набирают обороты вменение штрафов за несоблюдение ограничительных мер, установленных Правительством г.Санкт-Петербурга.

В статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» даются разъяснения, что относится к «ограничительным мерам». Так, в абзаце 15 вышеназванной статьи указано: «ограничительные мероприятия (карантин) — административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных».

Ознакомившись с изданными губернатором постановлением №121 от 13.03.2020 года и неоднократно внесёнными в него изменениями и дополнениями, невозможно оставить без внимания то, что внесённые ограничительные меры идут в разрез с Конституцией РФ, с федеральными законами.

В постановлениях губернатора речь идёт о «самоизоляции», «переходе на «электронное обучение», публично объявлен запрет на посещение храмов, детских и спортивных площадок, парков, садов, скверов, установлена дистанция до других граждан не менее 1,5 метров, что обязательно должен соблюдать любой петербуржец и гость этого города.

Изучая постановления всё больше возникает вопрос: «Для кого написана Конституция РФ, Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»?».

Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее ФЗ №52) «Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний».

Как гласит часть 2 статьи 31 ФЗ N 52, такого рода мероприятия «вводятся на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения».

Действительно, Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ А.Ю. Поповой №7, изданным от 18 марта 2020 года, № 9, изданным от 30 марта 2020 года введены ограничительные меры, т.е. объявлен карантин на границе нашего государства.

В изданных постановлениях главный государственный санитарный врач РФ даёт высшим должностным лицам субъектов РФ (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов РФ) чёткие и конкретные указания по исполнению постановлений.

В первую очередь указанные постановления направлены на предотвращение завоза коронавируса в нашу страну. Поэтому введённые ограничительные меры действуют в отношении лиц, прибывших в РФ из-за границ.

Во избежание риска заражения, главным государственным санитарным врачом РФ А.Ю. Поповой была введена мера по соблюдению дистанции до других граждан не менее 1 метра. Однако губернатор решил «перестраховаться» и в своём постановлении установить иные правила, в  том числе указав соблюдение дистанции до других граждан не так как указала Попова А.Ю., а больше одного метра — «не мене 1.5 метра».

Помимо увеличения дистанции между гражданами, губернатор принял решение перестраховаться ещё в нескольких случаях, которые указаны в его Постановлениях.

К ним относятся, в том числе наложение запретов на посещение храмов, детских, спортивных площадок, скверов, парков, закрытие школ и введение электронного и дистанционного обучения.

В Постановлении Поповой А.Ю. ни слова не говорится о том, чтобы в субъектах РФ был введён запрет на посещение гражданами, в том числе несовершеннолетними детьми детских, спортивных площадок, ни слова о самоизоляции, о закрытии общеобразовательных учреждений. Про школы главным санитарным врачом РФ было оговорено, что дети посещают школы на усмотрение родителей, что подразумевает свободное посещение.

Обратимся к части 3 статьи 31 ФЗ N52, она гласит: «Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Т.е. прежде, чем ввести ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарные правила.

На сегодняшний день санитарные правила по части введенных губернатором ограничительных мероприятий отсутствуют.

В своих постановлениях губернатор ссылается на предписание главного санитарного врача по г.Санкт-Петербургу Башкетовой Н.С. Однако помимо предписания врача, должны быть установлены соответствующие санитарные правила (СанПин), которые обязательны для исполнения как юридическими лицами, так и физическими. А вслучае нарушения правил СанПин, они могут быть привлечены к ответственности.

В п.4 Постановления №2 изданном от 16.03.2020 года, главный санитарный врач по г.Санкт-Петербургу указывает об неукоснительном выполнении руководителями организаций, учреждений, предприятий Санкт-Петербурга города Постановления Правительства СПб №121. То есть, несмотря на установленный в статье 31 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» порядок введения ограничительных мер, главный санитарный врач г.Санкт-Петербурга предоставил такую инициативу губернатору, тем самым нарушая установленный и закрепленный на федеральном уровне порядок.

С учётом внесённых изменений и предоставленных прав субъектам РФ по части введения необходимых ограничительных мероприятий (карантина) на всей территории соответствующего субъекта Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 19.08.2005 N 529), губернатором на территории Санкт-Петербурга был введён режим повышенной готовности и введены ограничительные мероприятия.

Однако статями 6 и 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предусмотрено обязательное информирование населения о надвигающейся и/или существующей угрозе, указав реальные данные по угрожающей населению эпидемии.

Однако, губернатор, издав Постановления, не указал и не раскрыл по каким критериям стало понятно о наступлении того самого часа пик, в связи, с которым и был введён режим повешенной готовности. Что конкретно относится к этому режиму? Достаточно ли одного «чиха» или их должно быть «сотня», и «чих»  ли должен быть или что-то другое? , Действительно имеется угроза жизни и здоровью, что до объявления «чрезвычайной ситуации» — недалеко, до сих пор неясно. По каким критериям вводился режим  – до настоящего времени остаётся загадкой.

Согласно подпункту «д» пункта 10 статьи 4.1. Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несёт ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: «осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия».

На наш взгляд права граждан г.Санкт-Петербурга нарушены. При введении режима повышенной готовности — не раскрыта информация, что конкретно послужило основанием для ввода такого режима, какими критериями руководствовался губернатор. Из чего он исходил, что возникшая в субъекте ситуация не подпадает под «чрезвычайную», но уже приближается к ней, раз вводит такой режим, от  чего отталкивался губернатор? На сегодняшний день понятие «режим повышенной готовности» и понятие «самоизоляция» каким-либо нормативными правовыми актами РФ не закреплены.

Почему при закрытии школ, вводится исключительно электронное и дистанционное образование, если  выбор формы предоставления образования закреплён на законодательном уровне  (статья Конституции РФ, статьи 17,34, 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), и даже при возникновении чрезвычайной ситуации, права граждан не могут нарушаться в силу статьи 56 Конституции РФ.

Тем не менее, за нарушение введённых ограничительных мер в Санкт-Петербурге уже начали вменять санкции, выписывать штрафы, как указывают СМИ (https://tass.ru/obschestvo/8195589).

Такие ограничения, на наш взгляд — нарушают Конституцию РФ, Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Часть 2 и часть 3 статьи 55 Конституции РФ гласят: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. 3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Подводя итог, полагаем, что изданные губернатором Санкт-Петербурга постановления о введении режима повышенной готовности и введения ограничительных мер не соответствуют Конституции РФ, федеральному законодательству, имеют нарушения конституционных и гражданских прав.

Практикующий юрист Антуфьева Наталья Николаевна