О страховых выплатах членам семей погибших военнослужащих

Недавно на просторах сети «Интернет» наткнулся на документ под многообещающим названием «Справочное пособие о предоставлении социальных гарантий членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы» (далее – «Пособие»). Данное Пособие можно найти на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации (https://www.mil.ru) в разделе «Финансово-экономическая деятельность», пройдя по вкладкам: «Социальные гарантии» >> «Пособия и компенсации».

Действительно, освещаемая в Пособии тема очень актуальна и важна, однако его внутреннее содержание оставляет желать лучшего. Итак, приступим к более детальному анализу данного Пособия.

Первое, что бросилось в глаза, это дата его составления, то есть актуальность. На дворе уже начало 2021 года, а титульная страница Пособия гласит: «подготовлена на основании действующего законодательства Российской Федерации по состоянию на 1 августа 2019 г.». Мало того, что название «Справочное пособие» и глагол «подготовлена» не согласуются по родовому окончанию, но еще более странно, что редактор официального сайта Минобороны РФ на протяжении почти полутора лет не удосужился обновить столь важную для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, информацию.

Название первого раздела Пособия «Страховое обеспечение» само по себе некорректно и никак не соответствует его содержанию, так как в военном законодательстве вообще отсутствует такое понятие как «страховое обеспечение». Также абзац первый данного раздела содержит чрезмерно сокращенную и искаженную выдержку из Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации», а именно: «в случае гибели (смерти) военнослужащего членам его семьи (выгодоприобретателям) в равных долях выплачивается страховое обеспечение в размере (с 1 января 2019 г.) 2 672 283,15 рублей».

В действительности же в п. 2 ст. 5 данного Федерального закона указано следующее: «страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах:

в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, – 2 000 000 рублей выгодоприобретателям в равных долях». И далее ниже по тексту: «размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы».

Как видно из этого примера, в норме права, применительно к военнослужащим и членам их семей, используется понятие «страховая сумма», а понятие «страховое обеспечение» можно встретить лишь в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Кроме этого, в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 286-ФЗ часть 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» была дополнена пунктом 4, который расширил круг лиц, считающимися членами семьи погибшего военнослужащего и имеющими право на получение ежемесячной денежной компенсации. Такое право получило также лицо, признанное фактически воспитывавшим и содержавшим военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в течение не менее пяти лет до достижения ими совершеннолетия (далее — фактический воспитатель). При этом право на ежемесячную денежную компенсацию имеет фактический воспитатель, достигший возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющийся инвалидом. Признание лица фактическим воспитателем производится судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Ну и, конечно же, стоит обратить внимание читателей на самую важную и актуальную информацию, а именно о размерах страховых сумм в настоящее время, так как в изученном мной на сайте Министерства обороны Российской Федерации Пособии информация довольно сильно устарела. К примеру, в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы эта выплата в период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года, с учетом требований постановления Правительства РФ от 27 января 2020 г. № 49, составляет уже 2 752 451,64 рубля. При этом стоит отметить, что с 1 января 2021 года ожидается очередная индексация всех указанных в Пособии страховых сумм.

В заключении хочу также предложить читателям актуальную информацию о действующих приказах об утверждении порядка организации соответствующей работы и оформления документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы застрахованным по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащим, и других федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба:

— приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 477;

— приказ Федеральной службы охраны Российской Федерации от 20 августа 2012 г. № 416;

— приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 1 июня 2019 г. № 193; ранее для военнослужащих внутренних войск действовал приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 9 октября 2012 г. № 924 (в настоящее время законную силу не утратил);

— приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 октября 2017 г. № 470;

— приказ Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от 1 апреля 2019 г. № 55;

‑ приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 3 февраля 2017 г. № 68;

— приказ Следственного комитета Российской Федерации от 21 февраля 2017 г. № 37.

 

 

Запишитесь на консультацию военного юриста

Оставьте свои данные и мы вам перезвоним в течение часа