Что делать, если военного признали «безвестно отсутствующим»?

Гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим по заявлению заинтересованных лиц, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Если установить день получения последних сведений о гражданине невозможно, началом исчисления года считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения о нем, а если невозможно установить и этот месяц — первое января следующего года

В соответствии с статьей 45 Гражданского кодекса РФ —военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении 2 лет со дня окончания военных действий.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели и указать момент его предполагаемой гибели.

Процедура принятия решений о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим в судебном порядке определена главой  30 Гражданского-процессуального кодекса РФ .

Кто может возбуждать данного рода дела?

Прежде всего, это право предоставлено заинтересованным лицам. Относится ли заявитель к заинтересованным лицам, устанавливает суд; в заявлении должно быть указано, для какой цели ему необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим. Заявитель и суд принимают меры для установления места пребывания гражданина, выясняют, когда были получены последние сведения о нем.

Дела особого производства возбуждаются в суде посредством направления в суд заявления (не иска!), так как в данной категории дел нет материально — правового спора. Особенность данного заявления состоит в том, что в нем не указывается другая сторона — ответчик, так как отсутствует гражданско-правовой спор, а выводы суда об установлении данных фактов основываются:

при признании лица безвестно отсутствующим — на предположении нахождения его в живых;

при объявлении лица умершим — на предположении его смерти.

Для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо установить в судебном заседании два факта:

Его постоянное отсутствие в течение года в месте жительства;

Отсутствие сведений о месте его пребывания и невозможность это место установить.

Объявление лица умершим по правовым последствиям приравнено к естественной смерти. На основании решения суда, вступившего в законную силу, производится запись в соответствующей книге органов загса, открывается наследство, брак считается прекращенным.

В заявлении об объявлении умершим военнослужащего, пропавшего без вести в связи с военными действиями, необходимо изложить обстоятельства, подтверждающие длительное и безвестное отсутствие лица. Это могут быть сообщения военкомата, данные розыска, отрицательные ответы на соответствующие запросы и т.п., а также истечение двухлетнего срока со дня прекращения военных действий.

Суд устанавливает факт смерти лица при отказе органов загса зарегистрировать событие смерти, если от этого факта зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций.

При признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим основанием для прекращения выплаты заработной платы, денежного довольствия или  пенсии станет вступившее в законную силу решение суда.

Меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и органов государственной безопасности, прокуроров и следователей органов прокуратуры Российской Федерации, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Указанные меры социальной поддержки предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей.

Запишитесь на консультацию военного юриста

Оставьте свои данные и мы вам перезвоним в течение часа

Актуальные вопросы раздела квартиры бывшими супругами, один из которых является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих

На сегодняшний день существующая судебная практика по вопросам раздела жилого помещения, приобретенного в рамках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее НИС) противоречива. Вопрос раздела жилого помещения, полученного военнослужащим по НИС, как показывает судебная практика, все больше разрешается не в пользу военнослужащего, а в пользу семьи, даже той, которой уже может и не быть на момент разрешения такого вопроса. Военнослужащие считают, что это несправедливо. Они служат, зарабатывают, а их супруг или бывший супруг, согласно судебной практике, вправе претендовать на половину полученной военнослужащим квартиры, за которую он, скорее всего, еще выплачивает долги по договору целевого жилищного займа.

Давайте разбираться.

Положения Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ не учитывают количественный состав семьи военнослужащего при выделении денежных средств по программе военной ипотеки. Эти средства поступают на именной накопительный счет военнослужащего вне зависимости от его семейного статуса.

Однако в силу гл. 7 Семейного кодекса Российской Федерации, приобретенное в период брака жилье подлежит разделу и становится общим совместным имуществом супругов.

Так, согласно ч. 2 ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации к общему имуществу супругов относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения. Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов недвижимые вещи, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено.

Из указанной нормы следует, что жилье, приобретенное военнослужащим в период брака за счет его участия в НИС, является не общим имуществом супругов, а его личным имуществом, поскольку оно приобретено за счет денежных средств, имеющих ярко выраженное специальное целевое назначение, — накопительных взносов из федерального бюджета, поступающих на именной счет военнослужащего, и размер которых не зависит от количества членов семьи военнослужащего. Однако судебная практика показала ошибочность данного суждения.

Как считает ВС РФ: «Жилое помещение приобретается участником накопительно-ипотечной системы по возмездной сделке, а значит, на этот случай не распространяются основания для признания помещения личным имуществом, приведенные в ст. 36 Семейного кодекса. Каких-либо ограничений для членов семьи военнослужащего в режиме и порядке пользования жилым помещением, в том числе приобретенным за счет участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, законодательством не предусмотрено. Приобретенное в период брака жилое помещение за счет участия одного из супругов в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих является совместной собственностью супругов и подлежит разделу с учетом требований ст. ст. 38 и 39 Семейного кодекса» (Определение N 58-КГ15-11 от 15.09.2015 г.,  Определение N 58-КГ16-25 от 24.01.2017).

Конституционный Суд РФ высказал свое мнение относительного данного вопроса и указал на отсутствие нарушения конституционных прав граждан ст. ст. 34 и 36 Семейного кодекса Российской Федерации, п. 15 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

Обратимся к Определению КС РФ от 14 мая 2018 г. N863-О. В нем указано: «Государственные гарантии жилищных прав военнослужащих, оговоренные, в частности, в ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», направлены в итоге на обеспечение потребностей в жилище как непосредственно самих военнослужащих, так и членов их семей, что служит укреплению социальной базы исполнения гражданами обязанностей по защите Отечества и реализации тем самым требований ст. ст. 40 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации на основе уважения и защиты государством семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7, ч. 2; ст. 38, ч. 1, Конституции Российской Федерации)».

При этом все равно существует практика среди судов, которая не соответствует выводам ВС РФ и КС РФ. В РФ отсутствует прецедентное право, однако не стоит забывать о том, что разъяснения высших судов являются обязательными для исполнения. Единая точка зрения высших судебных инстанций скорректировала складывающуюся судебную практику.

Как выйти из такого положения военнослужащему, который развелся, продолжает служить по контракту и Росвоенипотека продолжает за него платить выданный ранее заем за квартиру?

Согласно ч. 5 ст. 14 Закона о накопительно-ипотечной системе ЦЖЗ предоставляется на погашение обязательств по ипотечному кредиту (займу) в соответствии с графиком погашения этого кредита (займа), определенным соответствующим договором, а также на досрочное полное (частичное) погашение кредита (займа). При этом в Законе о накопительно-ипотечной системе прямо не определены максимальные срок и размер ипотечного кредита (займа). При расчете этих величин за основу принимаются предельные размер и срок ЦЖЗ, так как погашение обязательств по ипотечному кредиту (займу) осуществляется за счет средств ЦЖЗ.

Предельный размер ЦЖЗ не может превышать общую сумму расчетного суммарного взноса и учтенных на именном накопительном счете доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на день предоставления ЦЖЗ (ч. 4 ст. 14 Закона о накопительно-ипотечной системе). При этом под расчетным суммарным взносом понимаются накопительные взносы, поступающие из федерального бюджета и учитываемые на именном накопительном счете участника за период военной службы участника НИС до наступления законодательно установленного предельного возраста пребывания его на военной службе, соответствующего присвоенному воинскому званию (без учета дохода от инвестирования) (п. 9 ст. 3 Закона о накопительно-ипотечной системе). Если после наступления законодательно установленного предельного возраста пребывания участника НИС на военной службе он заключает новый контракт о прохождении военной службы, то к этой сумме добавляются средства накоплений для жилищного обеспечения, подлежащих учету на именном накопительном счете участника НИС до окончания срока нового контракта. Однако по общему правилу при определении размера ЦЖЗ за основу принимается установленный в ст. 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ предельный возраст пребывания участника НИС на военной службе, соответствующий присвоенному воинскому званию.

Таким образом, ипотечный кредит (заем) предоставляется до достижения участником НИС предельного возраста пребывания на военной службе. Вместе с тем допускается пролонгация договора ипотечного кредита (займа).

Данные условия предоставления займа и его погашение за счет средств из федерального бюджета пока военнослужащий проходит службу необходимо и важно учитывать при разделе спорного жилого помещения между супругами (бывшими супругами).

На мой взгляд, при разделе жилого помещения, приобретенного военнослужащим в рамках НИС, стоит тщательно уделить внимание тому, какая у него сумма была на лицевом счете до заключения брака и в дальнейшем была реализована на покупку спорно жилого помещения, а также уделить внимание размеру задолженности на день, когда супруги или бывшие супруги совместно перестали вести общее хозяйство, решать финансовые вопросы. И при разделе спорного жилого помещения ставить вопрос об уменьшении доли второму супругу (бывшему супругу), который  не является военнослужащим и не будет в дальнейшем погашать выданный ранее заем по договору ЦЖЗ.

Данная практика набирает обороты и находит свое отражение, к примеру в Определении Краснодарского краевого суда от 15 марта 2018 г. по гражданскому делу N33-8902/2018, где суд мотивировал свой отказ в разделе спорной квартиры, приобретенной в рамках НИС следующим образом: «Учитывая, что в период брака за счет средств накопительного счета и личных средств супругов оплачена часть стоимости квартиры, общим имуществом является 42% от ее стоимости, именно эта доля квартиры подлежит разделу как общее имущество супругов».

Запишитесь на консультацию военного юриста

Оставьте свои данные и мы вам перезвоним в течение часа

Теория и практика единовременной выплаты военнослужащим при получении ранений в рамках Указа Президента РФ от 05.03.2022 г. №98

Согласно подпункту «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. №98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальное звание полиции, принимающим участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащим, выполняющим специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, получившим ранение (контузию, травму, увечье) в ходе проведения специальной военной операции (при выполнении специальных задач), осуществляется единовременная выплата в размере 3 млн. рублей.

Пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. №98 федеральным органам исполнительной власти предписано определить порядок назначения и осуществления единовременных выплат, в результате чего были изданы:

— приказ Министра обороны РФ от 22.04.2022 №236 «Об определении Порядка назначения и осуществления единовременных выплат, установленных Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», в Вооруженных Силах Российской Федерации»;

— приказ Росгвардии от 07.03.2022 №66 «Об утверждении Порядка назначения и осуществления единовременных выплат, установленных Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», в войсках национальной гвардии Российской Федерации»;

— приказ ФСО России от 11.03.2022 г. №29 «Об утверждении Порядка назначения и осуществления единовременных выплат, установленных Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. №98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», в органах государственной охраны»;

— приказ ФСБ России от 11.03.2022 №92 «Об утверждении Порядка назначения и осуществления в органах федеральной службы безопасности единовременных выплат, установленных Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей»;

Вместе с тем, сравнивая содержание приказа МО РФ от 22 апреля 2022 г. №236, с аналогичными положениями приказов: ФСБ России от 11.03.2022 г. №92, ФСО России от 11.03.2022 г. №29, Росгвардии от 07.03.2022 г. №66, выявляем одно серьезное отличие.

Согласно подпункту 1 пункта 4 «Порядка назначения и осуществления единовременных выплат, установленных Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», определенному приказом МО РФ от 22 апреля 2022 г. №236, в перечень документов, на основании которых командиром (начальником) воинской части принимается решение о назначении единовременной выплаты военнослужащим, входит справка о ранении (контузии, травме, увечье) со сноской, указывающей на «Перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, при наличии которых принимается решение о наступлении страхового случая по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 г. №855.

Указанная сноска фактически позволяет органам военного управления МО РФ, включая военные медицинские учреждения МО РФ, отказывать военнослужащим, получившим в ходе специальной военной операции реальные ранения (контузии, травмы, увечья), в выдаче соответствующей справки для получения выплаты только лишь на том основании, что полученное ранение (контузия, травма, увечье) не входит в вышеуказанный Перечень.

В настоящее время снежным комом растут отказы военных медицинских организаций Министерства обороны РФ в выдаче данных справок военнослужащим, получившим в ходе специальной военной операции реальные ранения (контузии, травмы, увечья).

Примеры таких ранений: осколочные и огнестрельные ранения мягких тканей тела, в том числе множественные, акустические травмы (баротравмы) ушей с частичной потерей слуха и т.д.

Полагаем, что сложившаяся в МО РФ практика таких отказов в выплате военнослужащим, участвующим в специальной военной операции с риском для жизни и здоровья и получившим ранения (контузии, травмы, увечья), явно не соответствует действительным целям издания Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. №98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», а «увязывание» полученных ранений (контузий, травм, увечий) со страховыми случаями неправомерно, что нарушает право военнослужащих на получение выплаты согласно Указу Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. №98.

Запишитесь на консультацию военного юриста

Оставьте свои данные и мы вам перезвоним в течение часа

Инструкция по ранениям от военного юриста

И так наше «многоуважаемое» Министерство решило экономить, причём делает это самым бесстыдным образом! Чего только я не насмотрелся и не наслушался за последнее время, особенно возмутил последний случай когда боец получил компрессионный оскольчатый перелом позвонка с отломом дужек, и повреждением внутреннего канала, в госпитале даже не выдали справку о тяжести травмы (контузии, ранения, увечья). Это выходит за рамки, если честно. И самое интересное, что даже командование ВЧ даже не собирается ему оказать помощь!!!

Документы у меня в наличии, поэтому однозначно это не фейк.

По этому собственно решил написать небольшую инструкцию на этот счёт, и так приступим:

1) При получении травмы (ранения, увечья, контузии) вам должны в обязательном порядке оформить Форму 100 и Форму 50.

2) При тяжёлых ранениях понятно, что и вы не сможете проконтролировать записи, но при них как правило проблем не бывает, а вот при лёгких это вполне возможно, и я настоятельно рекомендую проконтролировать, чтобы медики в госпитале занесли в документы всё ваши жалобы до единой.

3) Если вы понимаете, что этого НЕ делают, то предупредите, что обратитесь в военную прокуратуру, а если это не подействовало, то постарайтесь в кратчайшие сроки подать жалобу через сайт ГВП ссылка на сайт gvp.gov.ru, а так же в РОСЗДРАВНАДЗОР (это может стоить госпиталю лицензии).

4) Важно чтобы у вас сохранились оригиналы документов: история болезни; переводной и выписной эпикризы.

5) Если в госпитале вас не долечили, после выписки обязательно пройдите дополнительные обследования (МРТ, КТ, УЗИ)

6) Перед выпиской из госпиталя проводится ВВК, которая должна установить ряд важных фактов:
● диагноз;
● причинно-следственную связь между ранением (заболеванием) и военной службой;
● степень тяжести вреда нанесённого вашему здоровью,

На основании чего собственно говоря и должна быть выдана справка о тяжести травмы (ранения, контузии, увечья) определена приказом МО 236 от 22.04.2022.

❗ Если госпиталь не выдаёт данную справку, то это повод для обращения в военную прокуратуру.

Важно помнить, что на словах в нашей стране ничего не делается, поэтому, за 3-4 дня до ВВК мы рекомендуем обратиться к начальнику госпиталя с рапортом, которым потребовать выдачи данной справки.
ВНИМАНИЕ! Рапорт должен быть зарегистрирован, а отметка о приёме должна стоять на втором экземпляре, который вы бережёте как «Зеницу ока».

В рапорте можно отразить куда именно должна быть направлена справка. Если вам её не выдадут при выписке.

Далее в случае вашего несогласия с заключением ВВК, вы можете его обжаловать в месячный срок в вышестоящей комиссии, и это крайне важно сделать, потому что если вы не пройдёте все этапы обжалования, то в суде бороться будет на порядок сложнее, а может быть и совсем превратится в бесперспективное занятие.

❗Ещё один крайне важный момент — это пресловутый диагноз ранение мягких тканей, и тут внимание, мышцы и связки это мягкие ткани, поэтому крайне важно чтоб диагноз стоял как можно более точно (каких именно мягких тканей и каков характер повреждений).

Рекомендуем прочитать первые части поста: «Увольнение по НУК со стороны Министерства Обороны»:

https://vk.com/wall-149746595_7308

Запишитесь на консультацию военного юриста

Оставьте свои данные и мы вам перезвоним в течение часа

Штрафы за платную парковку в Санкт-Петербурге: мнение юриста

Если Вы получили штраф за неоплату платной парковки на территории г. Санкт-Петербурга, только своевременное обращение с жалобой на указанное постановление поможет защитить Ваш кошелек.

В нашу компанию обратился клиент с со своей супругой, которая получила постановление о назначении штрафа в размере 3 000 рублей за неоплату платной парковки в центре г. Санкт-Петербург. При этом клиент сообщил нам, что собственником автомобиля является его жена, а фактически транспортным средством управляет он сам. Отдадим должное клиенту, он надлежащим образом зафиксировал все обстоятельства того дня:

• сохранил чек об оплате покупок в непосредственной близости от места платной парковки;

• позаботился взять справки из мест, где в тот день находилась его супруга;

Грамотно составленная жалоба позволила избежать административной ответственности, т.к. к ней привлекается лицо, совершившее административное правонарушение, а в нашем случае супруга клиента его не совершала, т.к. находилась совсем в другом месте и не за рулем транспортного средства.

На основании представленных документов юрист нашей компании выполнил все формальности, предусмотренные КоАП РФ. После направления жалобы в вышестоящий орган для ее рассмотрения, супруга нашего клиента была приглашена «для разбора». В ходе беседы доводы жалобы были поддержаны и подтверждены соответствующими доказательствами. Должностное лицо приняло наши доводы и вынесло решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении. Таким образом, удалось избежать длительной процедуры судебного обжалования и защитить семейный бюджет.

В содержание жалобы мы включили следующие моменты:

• клиент был вписан в полис ОСАГО, т.е. имел право управления ТС,

• его нахождение в месте платной парковки подтверждается платежными документами из близлежащего кафе;

• супруга-собственник, как лицо, привлекаемое к административной ответственности, во время остановки ТС на платной парковке находилась совершенно в другом месте, что подтвердилось соответствующей справкой;

• было заявлено о допросе клиента (супруга) в качестве свидетеля, который впоследствии подтвердил, что именно он поставил ТС на платную парковку и забыл совершить оплату (к моменту опроса свидетеля сроки привлечения административной ответственности уже прошли!).

От своевременности обращения за правовой помощью зависит возможность добиться справедливости!

Запишитесь на консультацию автоюриста

Оставьте свои данные и мы вам перезвоним в течение часа

Предоставление военнослужащему дополнительных суток отдыха

Право на предоставление военнослужащему дополнительных суток отдыха условно можно разделить на два направления.

1) Предоставление дополнительных суток отдыха за выполнение определенных задач.

Боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Данная норма закреплена в Указе Президента Российской Федерации от 16.09.1999 №1237 «Вопросы прохождения военной службы» и рассчитывается следующим образом.

Время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям указанному военнослужащему предоставляются двое суток отдыха, установленных пунктом 3 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (из расчета распределения служебного времени и времени отдыха в одних сутках — 8 часов и 12 часов).

Перечень мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих является исчерпывающим и определяется Приказом Министра Обороны Российской Федерации от 10.11.1998 №492.

Например, подобными мероприятиями признаются:

— Мероприятия, связанные с введением высших степеней боевой готовности или с объявлением мобилизации, в том числе с учебными целями;

— Боевое дежурство (боевая служба);

  Мероприятия оперативной и боевой подготовки органов военного управления и войск (сил);

— Выполнение мероприятий в зонах чрезвычайного положения. Участие войск в обеспечении режима чрезвычайного положения;

— Выполнение боевых и (или) специальных задач, определенных законодательными и (или) иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К последнему пункту можно отнести выполнение специальных задач в ходе спецоперации на Украине. То есть военнослужащему, за трое суток участия в спецоперации положено двое суток отдыха.

Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы.

Кроме того, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха.

Указанная компенсация исчисляется в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 14.02.2010 №80 следующим образом: сумма оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию, (установленных военнослужащим на день издания приказов о выплате указанной компенсации), делится на 30 и умножается на количество компенсируемых дополнительных суток отдыха.

2) Переработка

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлена общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи, которая не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску.

Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.

Учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в журнале.

Правильность записей в журнале еженедельно подтверждается подписью военнослужащего.

На практике у военнослужащих возникает вопрос, как реализовать право на дополнительные сутки отдыха. Стоит придерживаться следующего алгоритма:

1. Ознакомиться с приказами о привлечении к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени;

2. Ознакомиться с журналом (учета времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, привлечения этих военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни и предоставления им дополнительного времени отдыха);

3. Подать рапорт  о предоставлении суток отдыха.

Кроме того, при подаче рапорта стоит учитывать следующие обстоятельства.

— Рапорт необходимо подать в течение года, в котором скопилась переработка;

— Время отдыха предоставляется военнослужащему с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы;

— Дополнительные сутки отдыха могут быть присоединены к отпуску.

Обратите внимание, что согласно Указа Президента Российской Федерации «Вопросы прохождения военной службы» общая продолжительность основного отпуска с учетом дополнительного времени отдыха не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно.

Для реализации указанного права, необходимо подать рапорт по команде следующего содержания: прошу Вашего ходатайства перед вышестоящим командованием о предоставление мне основного отпуска за 2022 год сроком на 15 суток с 20 мая 2022 года. Так же, прошу Вас в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и книги учета переработки, присоединить к основному отпуску за 2022 год дополнительные сутки отдыха в количестве 45 суток за исполнение обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и привлечение к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни.

На практике трудности у военнослужащих возникают с момента подачи рапорта о предоставлении дополнительных суток отдыха, часто слышим, что «переработка сгорела». Во избежание подобных проблем, стоит подавать рапорт в течение года, в котором скопилась переработка (в 2022 году подается рапорт за использование переработки за 2022 год).

Так же следует учитывать «Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 №8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», которое закрепляет сроки обжалования незаконных действий командования: в тех случаях, когда военнослужащему не было предоставлено дополнительное время (дополнительные сутки) отдыха вместе с основным отпуском за истекший год в следующем календарном году, срок, с которого исчисляется нарушение права военнослужащего на предоставление дополнительного времени (дополнительных суток) отдыха за предшествующий период, начинает исчисляться с 1 января года, следующего за годом, в который основной отпуск должен был быть перенесен.

В случае, когда Ваши права нарушены, необходимо обращаться за профессиональной юридической помощью для обжалования неправомерных действий командования или его бездействия.

Запишитесь на консультацию военного юриста

Оставьте свои данные и мы вам перезвоним в течение часа

Подготовка к судебному разбирательству в военном суде.

Подготовка к судебному разбирательству предусмотрена главой 13 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является обязательным и самостоятельным этапом, решает ряд процессуальных и фактических задач.

Согласно статье 132 КАС РФ: подготовка к судебному разбирательству проводится в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела. Подготовка к судебному разбирательству проводится судьей единолично после принятия административного искового заявления к производству суда с участием сторон, их представителей, заинтересованных лиц.

В соответствии со статьей 135 КАС РФ при подготовке административного дела к судебному разбирательству административный истец или его представитель:

1) передает административному ответчику копии документов, в которых содержатся доказательства, обосновывающие фактические основания административного искового заявления и не приобщенные к административному исковому заявлению;

2) заявляет перед судом ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.

Административный ответчик или его представитель:

1) уточняет требования административного истца и фактические основания этих требований;

2) представляет административному истцу или его представителю и суду возражения в письменной форме относительно заявленных требований;

3) передает суду доказательства, обосновывающие возражения относительно административного искового заявления, а административному истцу или его представителю копии документов, в которых содержатся эти доказательства;

4) заявляет перед судом ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.

При подготовке административного дела к судебному разбирательству суд:

1) направляет административному ответчику и заинтересованному лицу копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, если они в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса не были направлены, и устанавливает разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления их копий административному истцу и заинтересованному лицу.

2) вызывает стороны, их представителей и разъясняет им процессуальные права и обязанности, последствия совершения или не совершения сторонами процессуальных действий в установленный процессуальный срок; опрашивает административного истца, административного ответчика, их представителей по существу заявленных требований и возражений; выясняет, поддерживает ли административный истец административное исковое заявление полностью или в части, признает ли административный ответчик административное исковое заявление полностью или в части;

3) разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика;

4) рассматривает вопрос о соединении или разъединении нескольких требований;

5) рассматривает вопрос о получении необходимых доказательств и предлагает представить их в определенный судом срок;

6) при необходимости оказывает лицам, не обладающим властными и иными публичными полномочиями, содействие в представлении доказательств и истребует их; истребует доказательства по своей инициативе, разрешает вопросы о вызове свидетелей, назначении экспертизы, привлечении к участию в судебном процессе специалиста, переводчика; в случаях, не терпящих отлагательства, разрешает вопрос об исследовании и осмотре на месте письменных и вещественных доказательств, а также принимает иные меры, связанные с представлением доказательств;

7) направляет судебные поручения;

8) по ходатайству административного истца или его представителя разрешает вопрос о применении мер предварительной защиты по административному иску;

9) по ходатайству лиц, участвующих в деле, их представителей или по своей инициативе разрешает вопрос о возможности участия в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании, лиц, участвующих в деле, путем использования систем видеоконференц-связи, а также принимает меры по обеспечению такого участия;

10) содействует примирению сторон, если по данной категории административных дел возможно примирение, в частности разъясняет сторонам в целях урегулирования спора право обратиться за содействием к посреднику, в том числе медиатору, судебному примирителю, использовать другие примирительные процедуры, а также условия и порядок реализации данного права, существо и преимущества примирительных процедур, последствия совершения таких действий, принимает меры для заключения сторонами соглашения о примирении, содействует примирению сторон;

11) разрешает вопрос о необходимости проведения предварительного судебного заседания, о дате, времени и месте его проведения;

12) разрешает вопрос о необходимости обязательного личного участия в судебном заседании лиц, участвующих в деле;

13) совершает иные процессуальные действия в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела с учетом его обстоятельств, характера спорного публичного правоотношения, нормативных правовых актов, подлежащих применению, и представленных по административному делу доказательств.

Как видно, подготовка к судебному разбирательству является самостоятельным этапом и предполагает динамичные действия, в ходе которых выясняются несколько ключевых моментов — уточнение обстоятельств, имеющих значение для дела, определение подлежащего применению законодательства, работа с лицами, участвующими в деле, сбор доказательств по административному делу, рассмотрение ходатайств лиц, участвующих в деле, содействие примирению сторон.

Вместе с тем, этап подготовки остается недооцененным и на практике реализуется не в полной мере.

Например, недавно к нам обратился военнослужащий, которому мы составляли административное исковое заявление. Он прибыл на подготовку в Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд, где присутствовали его оппоненты – административные ответчики. Вероятно, подготовка к судебному разбирательству прошла в соответствии с законом, однако без участия административного истца. Суд и административные ответчики провели подготовку (или решали иные вопросы), и вызвали военнослужащего только для того, чтоб он поставил подпись в извещении о назначении подготовки в другой день. При посещении суда, военнослужащему не были разъяснены права, он не ознакомился с возражениями административных ответчиков и даже не узнал, какие лица, чьи интересы и на основании чего их представляют. Действовать далее без юридической помощи было бы ошибкой. Во время консультации мы пришли к выводу, что данные нарушения не сильно ущемили интересы военнослужащего, так как судом назначена еще одна подготовка к судебному разбирательству, о чем военнослужащий поставил подпись. Но наши надежды рухнули на следующий день, когда на сайте суда в движении дела мы обнаружили информацию о вынесении определения и назначении судебного заседания.

В настоящее время позиция и доказательства административных ответчиков нам  неизвестны, подготовка прошла безрезультатно и в ущерб интересам административного истца.

Были ли соблюдены цели подготовки к судебному разбирательству, которые заключаются в обеспечении правильного и своевременного рассмотрения административного дела? Да, но только для суда и административных ответчиков, которые относятся к органам военного управления.

Административный истец и мы, как представители, находимся в неведении позиции другой стороны, не знакомы с представленными доказательствами и материалами дела. Эта ситуация для опытного юриста является привычной, но лишний раз доказывает, что не все нормы исполняются четко и повсеместно.

В данном случае необходимо действовать следующим образом – знакомиться с материалами дела до судебного заседания и устранять допущенные пробелы в процессе судебного разбирательства, что, безусловно, может затянуть процесс.

Запишитесь на консультацию военного юриста

Оставьте свои данные и мы вам перезвоним в течение часа

Предельный возраст для военнослужащих — женщин и как продлить контракт сверх предела

В жизни каждого военнослужащего наступает такой момент, что исключаться из списков части заставляет предельный срок службы, а хочется продолжить служить, а не терять привычное место и стабильный заработок. Обидно вдвойне, если всю службу одна женщина военнослужащая просидела в тепле, а другая не пропустила ни один полевой выход и жила в полях наравне с военнослужащими мужчинами.  Так же бывает, что одной женщине военнослужащей продляют контракт сверх предельного возраста, а другой говорят, что заключать контракт является правом, а не обязанностью командира.

Мы рассмотрим, что и как нужно сделать, чтобы не оказаться за боротом военнослужащей женщине, достигшей 45 летнего возраста.

Сначала рассмотрим первый довод. Он самый простой и доходчивый.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 статьи 10 Положения, с военнослужащими, не имеющими воинских званий Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе и изъявившими желание продолжать военную службу, контракт может быть заключён на один год, три года, пять лет, десять лет или на меньший срок до достижения ими возраста 65 лет.

Пунктами 3 — 6 названной статьи Положения установлено, что военнослужащий, достигший предельного возраста пребывания на военной службе, для заключения нового контракта подаёт по команде рапорт должностному лицу, имеющему право принимать решение о заключении контракта с указанным военнослужащим, не менее чем за шесть месяцев до истечения срока действующего контракта.

Решение о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, принимается с учётом его деловых качеств, определяемых в соответствие с подпунктом «б» пункта 2 статьи 26 Положения при аттестации военнослужащего, а также с учётом состояния его здоровья.

При этом пунктом 7 названной статьи Положения руководителю федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, предоставлено право определять категории специалистов, с которыми могут быть заключены контракты при достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе.

Следовательно, заключение нового контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе является правом, а не обязанностью воинских должностных лиц, носит исключительный характер в целях сохранения на военной службе наиболее ценных специалистов, перечень которых определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

К примеру: «Я занимаю должность в секретной части и долгое время исполняла обязанности по предназначению, командир мне разрешил продолжить службу, определив мня ценным сотрудником и закрепив свое решение документально на аттестационной комиссии».

То есть, примерно за два или три года до предельного возраста нужно стать «ценным сотрудником». Например, перейти на допусковую должность или на склад РАВ,сменить род деятельности — пройти переобучение на специалиста связи.

Грубо говоря, «сидеть в несекретке» Вам не дадут, хотите служить сверх — повышайте КПД.

Второе довод — сроки продления.

Требования закреплены в п. 6 ст. 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и п. 8 ст. 9 Положения. Командир (начальник) воинской части принимает решение о заключении с военнослужащим нового контракта или об отказе в его заключении не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта.

Таким образом, военнослужащий, достигший предельного возраста пребывания на военной службе, должен узнать о том, что ему отказано в заключении нового контракта в беседе с командиром (начальником) воинской части не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта.

Проблема вся в том, что суды такое нарушение считают малозначительным и не принимают его во внимание.

Подводя итог двум правилам, Ваши действия должны заключаться в следующем:

1.  Вы должны требовать проведение аттестационной комиссии, поскольку члены аттестационной комиссии должна сказать, по какой причине с вами не хотят заключать контракт.

2.  Проведите расчёт срока службы в месяцах и контролируйте официальное доведение о том, что Вы подлежите увольнению.

3. Не пытайтесь вступать в полемику с командиром — это бесполезно. Если он решил вас уволить — это его право, дельнейшие препятствия с вашей стороны максимально осложнят процесс увольнения.

4. В обращениях с жалобой в вышестоящие органы старайтесь писать так, что бы не было двоякого трактования: ставьте конкретные вопросы без эмоций.

Задавайте вопросы командирам по схеме: Почему так?

Например: Я написала рапорт на переподготовку, а вы вовремя не направили документы и я опоздала с убытием на переподготовку на 2 месяца.

Я нахожусь на дежурстве, у меня скопились выходные дни, которые я могу взять только в основном отпуске, почему дополнительные сутки отдыха не были присоединены?

Данные обращения сохранят ваши права и позволят несколько затянуть процесс увольнения.

Наша команда выработала план работы, который позволяет затянуть время увольнения до года.

Однако на сегодняшний день невозможно обязать командира заключить с вами контракт или отменить решение через суд.

В любом случае, дела такого рода должны дойти до кассации, только там есть шанс отменить решения судов и изменить судебную практику.

В заключении, хочу дать один очень ценный совет: когда военнослужащая женщина убывает на переподготовку, всегда требуйте служебное задние (форма определенна в приказе Росстата от 01.04.2004г.) и командировочное удостоверение. Это позволит оспорить в суде увольнение или исключение во время Вашего нахождения на обучении.

Удачи! У каждой военнослужащей своя история и свой путь решения.Помните, что за сопровождением на увольнение или продление контракта необходимо обращаться заблаговременно, не менее, чем за год.

У каждой военнослужащей своя история и свой путь решения.

Запишитесь на консультацию военного юриста

Оставьте свои данные и мы вам перезвоним в течение часа

Выговор военнослужащему за отказ прививаться

Данный материал не является агитационным, не выступает ЗА или ПРОТИВ вакцинации.

Данный материал является правовой позицией, основанной на действующем законодательстве Российской Федерации и показывает актуальную судебную практику.

В сегодняшних реалиях случилось так, что военнослужащих, одних из первых, добровольно принудительно обязали сделать прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Как известно, в соответствии со статьей 39 Устава внутренней службы вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года №1495 обсуждение (критика) приказа недопустимо, а неисполнение приказа командира (начальника), отданного в установленном порядке, является преступлением против военной службы.

У несогласных на вакцинацию военнослужащих возникают проблемы по службе. Например, военнослужащему неоднократно объявляются незаконные дисциплинарные взыскания.

Возникает вопрос. За что? Вакцинация добровольна и является личным делом каждого человека и гражданина, так говорят по телевизору.

Президент Российской Федерации В.В. Путин сообщал, что вакцинация против коронавирусной инфекции может быть только добровольной. Министр здравоохранения М.А. Мурашко неоднократно публично заявлял о добровольности вакцинации против коронавирусной инфекции. Министр обороны С.К. Шойгу пояснял, что прививки против коронавирусной инфекции в армии осуществляются на добровольной основе.

Однако в реальности добровольность военнослужащего является фантастическим жанром.

Данный вопрос актуален, судебная практика по нему существует, но до конца не сложилась. На сегодняшний день она однообразна и является отрицательной для военнослужащих.

В статье мы приведем позиции судов по данному вопросу. Вместе с тем, приведем свои аргументы, которые через многочисленные административные исковые заявления, апелляционные и кассационные жалобы, могут привести к изменению судебной практики.

Военнослужащих привлекают к дисциплинарной ответственности за невыполнение требований статьи 20 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, выразившееся в отказе от вакцинации против новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) при отсутствии медицинских противопоказаний.

Статья 20 УВС ВС РФ обязывает военнослужащих знать и соблюдать требования безопасности военной службы, заботиться о сохранении своего здоровья, в том числе проходить медицинские осмотры, диспансеризацию, медико-психологическую реабилитацию, а также химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту). Военнослужащие должны повседневно заниматься закаливанием, физической подготовкой и спортом, воздерживаться от вредных привычек (курения, употребления алкоголя), не допускать употребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ либо других одурманивающих веществ.

Суды приходят к выводам, что дисциплинарное взыскание объявлено правомерно, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 июля 2020 года № 20 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020 — 2021 годов» объявлено о проведении мероприятий по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020 — 2021 годов.

Согласно календарю профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденному приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. №125н (в редакции от 03 февраля 2021 года), военнослужащие отнесены к категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти. Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих — обязанность командиров.

На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона № 76-ФЗ к общим обязанностям военнослужащих отнесено строгое соблюдение законов Российской Федерации, требований общевоинских уставов, беспрекословное выполнение приказов командиров, соблюдение требований безопасности военной службы, забота о сохранении своего здоровья.

Согласно статье 20 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495, военнослужащие обязаны знать и соблюдать требования безопасности военной службы, заботиться о сохранении своего здоровья.

Статьей 338 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации одним из основных направлений деятельности командиров по оздоровлению условий службы и быта военнослужащих определено, в том числе и проведение мероприятий по снижению заболеваемости военнослужащих.

В соответствии со статьей 345 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации для обеспечения невосприимчивости военнослужащих к инфекционным болезням проводятся в соответствии с календарем прививок, а по эпидемическим показаниям — по приказу старшего командира (начальника).

Таким образом, прохождение вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) является обязанностью военнослужащего, за неисполнение которой он в соответствии со статьей 28 Федерального закона № 76-ФЗ может быть привлечен к установленной законом ответственности, в том числе и к дисциплинарной.

Мы не согласны с такими решениями. Считаем, что военнослужащим не дают реализовать гарантированное законом право о добровольности вакцинации.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

Пунктом 2 статьи 21 Конституции Российской Федерации закреплено, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

В силу пункта 1, подпункта 8 пункта 5 статьи 19 и пункта 1 статьи 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года №323 получение медицинской помощи является правом гражданина, а не обязанностью, вместе с тем, медицинские вмешательства добровольны.

Согласно пункту 1 статьи 5 и пункту 2 статьи 11 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17 сентября 1998 года №157 граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 9 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинское вмешательство без согласия гражданина допускается только:

1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители;

2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;

4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);

5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.

Кроме того, подпунктом 4.1.7. Санитарных правил СП 3.3.2.561-96 «Медицинские иммунобиологические препараты. Государственные испытания и регистрация новых медицинских иммунобиологических препаратов» предусмотрено, что государственная регистрация МИБП (включая вакцины) осуществляется на основании результатов всех этапов испытаний препарата, подтверждающих его эффективность, специфическую активность и безопасность, а также при наличии утвержденной нормативно-технической документации.

В инструкции к вакцине Гам-КОВИД-Вак Комбинированная векторная вакцина для профилактики коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 и инструкции к вакцине для профилактики COVID-19 ЭпиВакКорона указано, что они подготовлены на основании ограниченного объема клинических данных и будут дополняться по мере поступления новых данных.

В настоящее время все существующие вакцины против новой коронавирусной инфекции официально находятся на разных стадиях клинических исследований.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 43 Федерального закона от 12 апреля 2010 года №61 «Об обращении лекарственных средств» запрещается проведение клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения с участием в качестве пациентов: военнослужащих, за исключением случаев проведения клинического исследования лекарственного препарата, специально разработанного для применения в условиях военных действий, чрезвычайных ситуаций, профилактики и лечения заболеваний и поражений, полученных в результате воздействия неблагоприятных химических, биологических, радиационных факторов.

Кроме того, в Письме заместителя начальника Главного военно-медицинского Управления Министерства обороны Российской Федерации от 15 марта 2021 года №161/7/П-826 сообщается, что в соответствии с Федеральным законом от 17 сентября 1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» вакцинация, в том числе против новой коронавирусной инфекции, в Вооруженных силах Российской Федерации проводится лицам, оформившим добровольное информированное согласие на проведение профилактических прививок и не имеющим медицинских показаний. Так же дополнительно сообщается, что отказ от проведения профилактических прививок в настоящее время не является основанием для привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности.

Делать прививку или нет, является личным делом каждого гражданина и военнослужащего. Ситуация складывается таким образом, что военнослужащий будучи неправомерными действиями лишенный своих гарантированных законом прав, дополнительно терпит взыскания за выбор в отношении самого себя и своего здоровья.

Картина представлена, краски выглядят мутными, но вывод и выбор всегда остается за Вами.

Запишитесь на консультацию военного юриста

Оставьте свои данные и мы вам перезвоним в течение часа

Особенности обжалования незаконного увольнения военнослужащего в судебном порядке.

Статьи по теме увольнения, которые была опубликованы на наших интернет ресурсах, наделали много шума в хорошем смысле слова, они и сейчас много читаемы. Поэтому команда наших юристов, продолжая выручать из беды военнослужащих, которых командование незаконно уволило, выпускает новый экскурс по ошибкам, допускаемым при ведении судебного процесса в военных судах.

Итак, в нашем производстве было несколько безнадежных дел с пропущенными сроками по обжалованию взысканий и исключению из списков личного состава части. Забегу вперед, наши клиенты — порядочные офицеры, которые не дослужили до 20 лет выслуги по три года, хотели перевестись, но напоролись на стену величия командиров, которые сделали все, чтобы уволить офицеров и лишить их семьи положенных выплат по военной ипотеке и других льгот.

Обходя одну кантору за другой, военнослужащие понимают, что гражданские юристы знают судебный процесс, но не понимают особенностей обжалования решений командиров воинских частей.

После подробного анализа представленных документов мы установили, что сроки обжалования, установленные ст. 219 КАС РФ, пропущены и для их восстановления нужны уважительные причины.

Прошу прощения у наших гражданских коллег, но восстановить пропущенные сроки военному может только военный, который понимает специфику военной службы.

Для того чтобы найти решение вопроса, необходимо, изучить материалы и установить место и время события, которое послужило катализатором увольнения военнослужащего.

Ситуация, с которой мы работали, состояла в следующем: офицер находился в долгосрочной командировке для проведения такелажных работ личным составом сводной роты, куда назначили посредственных солдат. Наш офицер добросовестно исполнял обязанности, но склонные к нарушениям военнослужащие, у которых подходил срок к увольнению в запас, употребили спиртные напитки и самовольно покинули расположение части, после чего сутки праздно проводили время по своему усмотрению. Офицер добросовестно доложил в полк о происшествии и узнал, что его доклад является фактом непринятия мер в рамках своей компетенции, повлекший грубое нарушение воинской дисциплины подчинённым личным составам.

Получив первое взыскание, разбирательство по которому было проведено по мобильному телефону, наш офицер не поверил в то, что «мобильное разбирательство» существует и объяснения, направленные им в «вотаспе» могут быть доказательством его виновности, он продолжил находиться в командировке, исполняя обязанности военной службы.

Обратившись в суд, военнослужащему необходимо было заявить ходатайство о восстановлении сроков обжалования действий командования. В соответствии счастью 7 статьи 219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Кроме того, согласно части 5 статьи 180 и части 8 статьи 219 КАС РФ суд в праве отказать в удовлетворении административного искового заявления, указав в мотивированной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

В описываемой ситуации суд не принял во внимание то, что служебная командировка — это направление военнослужащего по распоряжению командира (начальника) на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации.

Так как наш офицер был в командировке с декабря 2020г. по июль 2021г., а приказ о его увольнении был издан в марте 2021г. следовательно, он с ним не знакомился, суд

признал уважительной причиной нахождения офицера в командировке только для подачи административного иска об обжаловании приказа об увольнении.

Обратите внимание, мы начали исследовать событие, приведшее к увольнению и по частям, вышли на восстановление сроков, что закономерно для армейской среды.

После восстановления сроков, предстояла рутина под названием судебный процесс, в котором никто и никогда не подставит командира, который издал приказ на увольнение офицера.

В суде надо быть предельно внимательным в своих высказываниях, так как процесс подгоняется под существующую практику. Судья берёт служебную карточку и смотрит последнюю страницу, где есть подпись офицера. Затем задаёт Вам вопрос: «Это, Ваша подпись?». Не стоит это признавать, нужно заявить ходатайство о проведении почерковедческой экспертизы.

Но будьте осторожны, если Вы в административном исковом заявлении просите отменить взыскания, а в служебной карточке подписи нет, то однозначно у судьи возникнет вопрос: «Вы оспариваете взыскания, о которых Вам не известно?».

В дальнейшем суд перейдет к изучению порядка проведения аттестационной комиссии, необходимо будет очень внимательно ознакомиться с представленными документами от административных ответчиков.

Все документы, как правило, при увольнении кадрами округов с первого раза не пропускаются, и в воинских частях затем переписываются, в 90 % случаях подписи будут не Ваши.

Так получилось в судебном заседании и у нашего офицера.

На заседании ему представили аттестационный лист и протокол заседания аттестационной комиссии с подделанной за него подписью. Суд сначала смутился и даже хотел удовлетворить письменное ходатайство о почерковедческой экспертизе нашего офицера, но потом лейтенант кадровик, который участвовал в процессе вспомнил, что у него остался аттестационный лист с оригинальной подписью, но выполнен он был через неделю после аттестации, где подпись поставил наш офицер в присутствии свидетелей.

Казалось бы, грубое нарушение порядка проведения аттестации не может быть принято судом как доказательство, но на следующем заседании получилось следующее.

Представитель командира части, который уволил нашего офицера, представил суду новый аттестационный лист, сознавшись, что предыдущие материалы выполнены без участия административного истца.

Суд задал вопрос нашему офицеру: «Это Ваша подпись?» — «Да, моя», ответил наш офицер и добавил, что она была выполнена через неделю после аттестации, надеясь, что закрепляет успех по уличению командования в незаконных действиях.

Однако, цитирую выписку из судебного решения: «учитывая то, что истец присутствовал на аттестационной комиссии и был ознакомлен с документами аттестации в частности аттестационным листом, но позже и это является юридически значимым событием, то истец мог обжаловать данный документ со дня срока ознакомления».

Таким образом, получилось, что сроки после признания подписи в аттестационном листе резко сдвинулись назад и выходит, что наш офицер пред убытием в командировку знал о том, что будет уволен и мер к обжалованию не принимал. Следовательно, зацепившись за это, все судебное решение было построено, на статье 219 КАС РФ. Суд указал, что в силу части 5 статьи 219 КАС РФ причины пропуска срока выясняются в судебном заседании. При этом, согласно пункту 8 данной нормы КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенных сроков (в том числе по уважительной причине) является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Таким образом, законодательство Российской Федерации прямо предусматривает возможность отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском гражданина обращения в суд без исследований других доказательств по делу.

Фактически суд был проигран, дальше заседание шло по сценарию Суда и устанавливались пропущенные сроки по дисциплинарным взысканиям и другим документам, мнение судьи было сведено к несоблюдению сроков подачи иска.

Виной всему стал злополучный аттестационный лист, который, был подписан позже, чем проведена аттестационная комиссия и признание своей подписи офицером.

Запомните, что срок обжалования составляет три месяца.

Очередной пример доказывает, что не стоит пренебрегать помощью военных юристов. Обращайтесь, наша команда поможет решить ситуацию любой сложности.

Запишитесь на консультацию военного юриста

Оставьте свои данные и мы вам перезвоним в течение часа