Выговор военнослужащему за отказ прививаться

Данный материал не является агитационным, не выступает ЗА или ПРОТИВ вакцинации.

Данный материал является правовой позицией, основанной на действующем законодательстве Российской Федерации и показывает актуальную судебную практику.

В сегодняшних реалиях случилось так, что военнослужащих, одних из первых, добровольно принудительно обязали сделать прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Как известно, в соответствии со статьей 39 Устава внутренней службы вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года №1495 обсуждение (критика) приказа недопустимо, а неисполнение приказа командира (начальника), отданного в установленном порядке, является преступлением против военной службы.

У несогласных на вакцинацию военнослужащих возникают проблемы по службе. Например, военнослужащему неоднократно объявляются незаконные дисциплинарные взыскания.

Возникает вопрос. За что? Вакцинация добровольна и является личным делом каждого человека и гражданина, так говорят по телевизору.

Президент Российской Федерации В.В. Путин сообщал, что вакцинация против коронавирусной инфекции может быть только добровольной. Министр здравоохранения М.А. Мурашко неоднократно публично заявлял о добровольности вакцинации против коронавирусной инфекции. Министр обороны С.К. Шойгу пояснял, что прививки против коронавирусной инфекции в армии осуществляются на добровольной основе.

Однако в реальности добровольность военнослужащего является фантастическим жанром.

Данный вопрос актуален, судебная практика по нему существует, но до конца не сложилась. На сегодняшний день она однообразна и является отрицательной для военнослужащих.

В статье мы приведем позиции судов по данному вопросу. Вместе с тем, приведем свои аргументы, которые через многочисленные административные исковые заявления, апелляционные и кассационные жалобы, могут привести к изменению судебной практики.

Военнослужащих привлекают к дисциплинарной ответственности за невыполнение требований статьи 20 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, выразившееся в отказе от вакцинации против новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) при отсутствии медицинских противопоказаний.

Статья 20 УВС ВС РФ обязывает военнослужащих знать и соблюдать требования безопасности военной службы, заботиться о сохранении своего здоровья, в том числе проходить медицинские осмотры, диспансеризацию, медико-психологическую реабилитацию, а также химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту). Военнослужащие должны повседневно заниматься закаливанием, физической подготовкой и спортом, воздерживаться от вредных привычек (курения, употребления алкоголя), не допускать употребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ либо других одурманивающих веществ.

Суды приходят к выводам, что дисциплинарное взыскание объявлено правомерно, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 июля 2020 года № 20 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020 — 2021 годов» объявлено о проведении мероприятий по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020 — 2021 годов.

Согласно календарю профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденному приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. №125н (в редакции от 03 февраля 2021 года), военнослужащие отнесены к категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти. Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих — обязанность командиров.

На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона № 76-ФЗ к общим обязанностям военнослужащих отнесено строгое соблюдение законов Российской Федерации, требований общевоинских уставов, беспрекословное выполнение приказов командиров, соблюдение требований безопасности военной службы, забота о сохранении своего здоровья.

Согласно статье 20 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495, военнослужащие обязаны знать и соблюдать требования безопасности военной службы, заботиться о сохранении своего здоровья.

Статьей 338 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации одним из основных направлений деятельности командиров по оздоровлению условий службы и быта военнослужащих определено, в том числе и проведение мероприятий по снижению заболеваемости военнослужащих.

В соответствии со статьей 345 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации для обеспечения невосприимчивости военнослужащих к инфекционным болезням проводятся в соответствии с календарем прививок, а по эпидемическим показаниям — по приказу старшего командира (начальника).

Таким образом, прохождение вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) является обязанностью военнослужащего, за неисполнение которой он в соответствии со статьей 28 Федерального закона № 76-ФЗ может быть привлечен к установленной законом ответственности, в том числе и к дисциплинарной.

Мы не согласны с такими решениями. Считаем, что военнослужащим не дают реализовать гарантированное законом право о добровольности вакцинации.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

Пунктом 2 статьи 21 Конституции Российской Федерации закреплено, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

В силу пункта 1, подпункта 8 пункта 5 статьи 19 и пункта 1 статьи 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года №323 получение медицинской помощи является правом гражданина, а не обязанностью, вместе с тем, медицинские вмешательства добровольны.

Согласно пункту 1 статьи 5 и пункту 2 статьи 11 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17 сентября 1998 года №157 граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 9 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинское вмешательство без согласия гражданина допускается только:

1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители;

2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;

4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);

5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.

Кроме того, подпунктом 4.1.7. Санитарных правил СП 3.3.2.561-96 «Медицинские иммунобиологические препараты. Государственные испытания и регистрация новых медицинских иммунобиологических препаратов» предусмотрено, что государственная регистрация МИБП (включая вакцины) осуществляется на основании результатов всех этапов испытаний препарата, подтверждающих его эффективность, специфическую активность и безопасность, а также при наличии утвержденной нормативно-технической документации.

В инструкции к вакцине Гам-КОВИД-Вак Комбинированная векторная вакцина для профилактики коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 и инструкции к вакцине для профилактики COVID-19 ЭпиВакКорона указано, что они подготовлены на основании ограниченного объема клинических данных и будут дополняться по мере поступления новых данных.

В настоящее время все существующие вакцины против новой коронавирусной инфекции официально находятся на разных стадиях клинических исследований.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 43 Федерального закона от 12 апреля 2010 года №61 «Об обращении лекарственных средств» запрещается проведение клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения с участием в качестве пациентов: военнослужащих, за исключением случаев проведения клинического исследования лекарственного препарата, специально разработанного для применения в условиях военных действий, чрезвычайных ситуаций, профилактики и лечения заболеваний и поражений, полученных в результате воздействия неблагоприятных химических, биологических, радиационных факторов.

Кроме того, в Письме заместителя начальника Главного военно-медицинского Управления Министерства обороны Российской Федерации от 15 марта 2021 года №161/7/П-826 сообщается, что в соответствии с Федеральным законом от 17 сентября 1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» вакцинация, в том числе против новой коронавирусной инфекции, в Вооруженных силах Российской Федерации проводится лицам, оформившим добровольное информированное согласие на проведение профилактических прививок и не имеющим медицинских показаний. Так же дополнительно сообщается, что отказ от проведения профилактических прививок в настоящее время не является основанием для привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности.

Делать прививку или нет, является личным делом каждого гражданина и военнослужащего. Ситуация складывается таким образом, что военнослужащий будучи неправомерными действиями лишенный своих гарантированных законом прав, дополнительно терпит взыскания за выбор в отношении самого себя и своего здоровья.

Картина представлена, краски выглядят мутными, но вывод и выбор всегда остается за Вами.

Запишитесь на консультацию военного юриста

Оставьте свои данные и мы вам перезвоним в течение часа