Теория и практика единовременной выплаты военнослужащим при получении ранений в рамках Указа Президента РФ от 05.03.2022 г. №98

Согласно подпункту «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. №98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальное звание полиции, принимающим участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащим, выполняющим специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, получившим ранение (контузию, травму, увечье) в ходе проведения специальной военной операции (при выполнении специальных задач), осуществляется единовременная выплата в размере 3 млн. рублей.

Пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. №98 федеральным органам исполнительной власти предписано определить порядок назначения и осуществления единовременных выплат, в результате чего были изданы:

— приказ Министра обороны РФ от 22.04.2022 №236 «Об определении Порядка назначения и осуществления единовременных выплат, установленных Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», в Вооруженных Силах Российской Федерации»;

— приказ Росгвардии от 07.03.2022 №66 «Об утверждении Порядка назначения и осуществления единовременных выплат, установленных Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», в войсках национальной гвардии Российской Федерации»;

— приказ ФСО России от 11.03.2022 г. №29 «Об утверждении Порядка назначения и осуществления единовременных выплат, установленных Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. №98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», в органах государственной охраны»;

— приказ ФСБ России от 11.03.2022 №92 «Об утверждении Порядка назначения и осуществления в органах федеральной службы безопасности единовременных выплат, установленных Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей»;

Вместе с тем, сравнивая содержание приказа МО РФ от 22 апреля 2022 г. №236, с аналогичными положениями приказов: ФСБ России от 11.03.2022 г. №92, ФСО России от 11.03.2022 г. №29, Росгвардии от 07.03.2022 г. №66, выявляем одно серьезное отличие.

Согласно подпункту 1 пункта 4 «Порядка назначения и осуществления единовременных выплат, установленных Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», определенному приказом МО РФ от 22 апреля 2022 г. №236, в перечень документов, на основании которых командиром (начальником) воинской части принимается решение о назначении единовременной выплаты военнослужащим, входит справка о ранении (контузии, травме, увечье) со сноской, указывающей на «Перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, при наличии которых принимается решение о наступлении страхового случая по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 г. №855.

Указанная сноска фактически позволяет органам военного управления МО РФ, включая военные медицинские учреждения МО РФ, отказывать военнослужащим, получившим в ходе специальной военной операции реальные ранения (контузии, травмы, увечья), в выдаче соответствующей справки для получения выплаты только лишь на том основании, что полученное ранение (контузия, травма, увечье) не входит в вышеуказанный Перечень.

В настоящее время снежным комом растут отказы военных медицинских организаций Министерства обороны РФ в выдаче данных справок военнослужащим, получившим в ходе специальной военной операции реальные ранения (контузии, травмы, увечья).

Примеры таких ранений: осколочные и огнестрельные ранения мягких тканей тела, в том числе множественные, акустические травмы (баротравмы) ушей с частичной потерей слуха и т.д.

Полагаем, что сложившаяся в МО РФ практика таких отказов в выплате военнослужащим, участвующим в специальной военной операции с риском для жизни и здоровья и получившим ранения (контузии, травмы, увечья), явно не соответствует действительным целям издания Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. №98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», а «увязывание» полученных ранений (контузий, травм, увечий) со страховыми случаями неправомерно, что нарушает право военнослужащих на получение выплаты согласно Указу Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. №98.

Запишитесь на консультацию военного юриста

Оставьте свои данные и мы вам перезвоним в течение часа