Что делать если вас, уволили или увольняют по НУК? (восстановление после незаконного увольнения. Как себя вести. Опыт из судебной практики)

В нашей статье мы отразим ключевые ошибки военнослужащих, которые допускаются в период увольнения, а так же при обращении в суд, которые делают практически невозможным восстановление на военной службе.

Как правило, офицер или контрактник к двадцатилетней выслуге приобретает свое мнение и опыт, а зачастую, может на своем мнении и настаивать.

Командирам это очень сильно не нравится, и начинается процедура незаконного перевода к новому месту службы или незаконное «обкладывание» взысканиями. Вы, возмущаясь действиями командования, усугубляете свое положение и в конечном итоге оказываетесь на аттестационной комиссии, где постановляют — уволить, что впоследствии и происходит.

Члены аттестационной комиссии — это люди, которые, как правило, не идут против воли командира. Они просто уверены, что с ними такого не случится, и они не окажутся на вашем месте. Поэтому ипотека, которая, после увольнения будет вас «душить», финансовые и семейные проблемы, никого из этих людей не волнуют.

Чтобы, не оказаться в подобной ситуации, после того как вам объявили несколько взысканий, которые, как правило, незаконны и применены с нарушением порядка привлечения к дисциплинарной ответственности, необходимо в течение трех месяцев их обжаловать в военную прокуратуру либо в суд.

ВНИМАНИЕ!!! Ни в коем случае, нельзя проявлять слабоволие и думать, что суд разберется с вашим незаконным увольнением положительно!

Отсутствие дисциплинарных взысканий в течение длительного срока не является основанием для отмены наложенных взысканий. В решении суда по делу об отмене приказа об увольнении, данный факт будет отражён следующим образом: «Ранее, положительные характеристики судом во внимание приняты, быть не могут, так как военнослужащий, впоследствии, перестал соответствовать требованиям, предъявленным к нему согласно заключенному контракту, что подтверждено при проведении аттестационной комиссии».

И так первая ошибка — это не обжалование или несвоевременное обжалование дисциплинарных взысканий.

Главное что каждый должен для себя уяснить: как только начинают появляться незаконные дисциплинарные взыскания, они должны быть немедленно обжалованы. Все разговоры о том, что вы офицер, жаловаться некрасиво, вы не хотите портить отношения,- в пользу бедных. Потому что отношения уже испорчены, вас хотят убрать, чего бы это ни стоило. Именно в этот момент вам предстоит задуматься на тему: чего вы больше хотите? Лишиться права на жильё и иных льготы, лишиться стабильного денежного довольствия, или всё же начнёте отстаивать своё право на дальнейшее прохождение службы.

Пример ситуации в суде:

Суд, начиная рассмотрение административного дела о признании увольнения незаконным, задаст вам два вопроса:

  1. Это Ваша служебная карточка?
  2. Вы знали о применении к Вам указанных в вашей служебной карточке дисциплинарных взысканий?

И тут, наступает первая проблема, которая перетягивает весы правосудия на сторону командования, объясню почему:

Вы отвечаете: «да!»

После чего суд задаст следующий вопрос: «Почему вы их не обжаловали?»

Представитель командира, может ничего не говорить, а правовая позиция командования, всегда будет судом принята, и Вы ее косвенно подтверждаете, любым своим ответом.

Если вы ответите: «Я не знал о наложении на меня дисциплинарных взысканий!», то следом от представителя командира воинской части вываливается куча, актов об отказе в ознакомлении со служебной карточкой, подписанной тремя свидетелями и т.д.

Круг замкнулся, взыскания и материалы разбирательств, даже если они «кривые» будут приняты судом как доказательства вашего несоответствия требованиям, предъявляемым к военнослужащим.

Если в материалах разбирательств по фактам совершения дисциплинарных проступков отсутствуют ваши объяснительные, то командованием опять предоставляются акты об отказе в предоставлении объяснений подписанные тремя свидетелями, и снова, правда, на стороне командира.

Для того чтобы выйти из сложившейся ситуации, если вы не обжаловали в течение трех месяцев наложенные на вас взыскания, и к моменту судебного разбирательства уже уволены и исключены из списков воинской части, нужно четко знать и понимать порядок применения дисциплинарных взысканий.

 

Порядок наложения дисциплинарных взысканий.

 

Согласно пункту 1 статьи 28.2  Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

Пункты 2 и 3 указанной статьи устанавливают, что военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина. Виновным в совершении дисциплинарного проступка признается военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, совершивший противоправное действие (бездействие) умышленно или по неосторожности.

Пункт 6, указанной статьи гласит, что вина военнослужащего при привлечении его к дисциплинарной ответственности должна быть доказана в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Аналогичные положения продублированы и в пункте 47 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495.

Согласно пункту 81 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания предшествует разбирательство, порядок проведения которого установлен статьей 28.8 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

В ходе проведения разбирательства должны быть установлены обстоятельства, подлежащие выяснению при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности, перечень которых определен статьей 28.6 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Помимо этого, согласно п. 5 ст. 28.8 того же закона в ходе разбирательства должны быть собраны доказательства, на основании которых могут быть установлены обстоятельства, подлежащие выяснению при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Таким образом, нормами действующего законодательства установлено, что военнослужащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности только за совершение каких-либо противоправных, виновных действий (либо бездействий) в строго определенном порядке.

Более того, пункт 2 статьи 28.3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» прямо запрещает привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности, в случае отсутствия события дисциплинарного проступка, а также, если его действие (бездействие) не является противоправным либо виновным.

Кроме того, в соответствии со статьей 28.6 названного федерального закона, в ходе проведения разбирательства, при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности, помимо прочего, обязательному выяснению подлежат:

— событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения),

-вина военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы совершения дисциплинарного проступка,

— наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка,

— обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего.

При этом в соответствии с п.п. 91 и 92 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ (далее ДУ ВС РФ) о примененных дисциплинарных взысканиях в виде выговора объявляется офицерам — лично или на совещании (старшим офицерам — в присутствии старших офицеров, высшим офицерам — в присутствии высших офицеров). Кроме того, дисциплинарные взыскания могут объявляться в приказе. Объявлять дисциплинарные взыскания командирам (начальникам) в присутствии их подчиненных запрещается. При объявлении военнослужащему дисциплинарного взыскания указываются причина наказания и суть дисциплинарного проступка.

В случае если, названные положения закона в ходе привлечения к дисциплинарной ответственности были проигнорированы, а указанные в служебной карточке дисциплинарные взыскания, в нарушение ст. 91 ДУ ВС, не объявлялись, то таковые подлежат снятию, как наложенное неправомерно.

Крайне важно понимать, что давать объяснение это ваше право, при этом одним из ключей к оспариванию дисциплинарных взысканий является правильно составленное объяснение. При его составлении главной задачей для вас будет отразить:

  • отсутствие состава дисциплинарного проступка в ваших действиях;
  • обосновать свою невиновность.

В суде это может выглядеть следующим образом:

В представленной суду служебной карточке у вас отражён ряд дисциплинарных взысканий, в том числе — предупреждение о неполном служебном соответствии, за совершение грубого дисциплинарного проступка, допустим, за несвоевременный доклад о чём-либо.

В данном случае ваше увольнение выглядит вполне логичным, потому что п.41 Постановления пленума верховного суда от 29.05.2014 года №8 определяет: Невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы; совершении одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; совершении дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий; совершении уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях; иных юридически значимых обстоятельств, позволяющих в силу специфики служебной деятельности военнослужащего сделать вывод о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Но, важно учитывать, что пунктом 2 ст. 28.5 ФЗ «О статусе военнослужащих» определен перечень грубых дисциплинарных проступков, в число которых, проступок, якобы вами совершённый, не входит.

Порядок проведения разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка определён ст. 28.8 ФЗ «О статусе военнослужащих». При этом в соответствии с пунктом 7 названной статьи, по окончании разбирательства по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка, лицо, проводящее разбирательство, составляет протокол о грубом дисциплинарном проступке, в котором указываются обстоятельства и мотивы совершения данного проступка. При этом сроки на обжалование можно восстановить по ст. 219 КАС РФ.

Выявить нарушения, которые допустил командир части при наложении взысканий можно, истребовав документы о проведении разбирательств, заявив соответствующее ходатайство.

После поступления документов в суд необходимо с ними ознакомиться и проверить следующие факты:

  • где вы находились в момент применения к Вам взысканий;
  • сверить все даты в документах;
  • кто именно проводил разбирательства;
  • чьи подписи стоят (возможен вариант, что в протоколе о совершении ГДП кто-то расписался за вас).

 

При установлении подобных фактов, необходимо письменно заявлять ходатайства о проведении почерковедческой экспертизы, по статье 77 КАС РФ. Как только экспертиза установит, что документ подписан не вами, сразу необходимо заявлять ходатайство об исключении доказательства по статье 61 КАС РФ. Внимание, в данном случае, вы должны понимать, что как только должностные лица воинской части поймут, что запахло «жаренным», они просто перестанут представлять документы, и займут следующую позицию: «Не знаю, не помню, было и все, в карточке есть, значит было».

В данном случае мы приходим ко второй ошибке. Не зная, порядок рассмотрения дел в военных судах, многие начинают торжествовать: «Победа, командование воинской части не может доказать, что уволили законно!», НО…

НО для суда ваша служебная карточка является доказательством, того что Вы не соответствуете требованиям, предъявляемым к военнослужащим, а не представленные материалы, разбирательства или представленные с нарушением чего-либо не сыграют роли, по отмене взыскания. Поэтому из перечня доказательств должна быть исключена сама служебная карточка.

Ключевым фактами при отмене приказа об увольнении, будут являться не мелкие процессуальные нарушения при наложении взысканий, и даже скажу больше, во внимание будут приняты, только грубые нарушения порядка увольнения, к которым можно отнести:

  • оформление решения аттестационной комиссии и аттестационного листа «задним числом», после издания приказа о Вашем увольнении;
  • подложные подписи (в служебных карточках, актах, уведомлениях и иных документах).

Следующей проблемой, которую предстоит решить Вам или вашему представителю, станет найти нарушения в порядке проведения аттестационной комиссии.

Здесь суды используют одни и те же вопросы ловушки.

Например:

Суд: «Вы, говорите, что не были на аттестационной комиссии, а были на беседе, верно?»

Военнослужащий: «Да!»

Суд: «Хорошо, расскажите пожалуйста, кто там присутствовал?»

И военнослужащий полагая, что ему поверили, начинает отвечать: «Присутствовали 4 человека майор Сидоров, подполковник Петров, подполковник Смирнов, полковник Фёдоров.»

Суд: «Какое решение в конце беседы они вам вынесли?»

Военнослужащий: «Ну, вроде, уволить».

Этого достаточно, что бы понять, что вы были на аттестационной комиссии и вас там рассмотрели с вынесением решения.

Внимание важно!!! В данной ситуации вы должны сориентироваться во время проведения аттестационной комиссии и совершить следующие действия:

  1. Заявить под протокол о просьбе перенести аттестационную комиссию, так как имеются нарушения в ее проведении, сославшись при этом на любой аспект, указанный в приказе Министра обороны РФ № 444 от 2012 года, к примеру, в связи с тем что вас не ознакомили с аттестационным листом. Ни одна воинская часть, не проводит ее, так как положено.
  2. Зафиксировать своей подписью в протоколе факт приостановки аттестационной комиссии в связи с допущенными нарушениями.
  3. Снять копию с протокола.

Если далее процесс увольнения продолжится без вашего участия, то в суде уже можно будет сказать: «Да первый раз был на комиссии, но я ее остановил, там жуткий бардак!», и описать, что там происходило. А в случае предоставления подложного протокола, заключения и аттестационного листа с «левыми» подписями, вы можете спокойно заявлять почерковедческую экспертизу. После чего признавать представленные документы ненадлежащими доказательствами.

В целом комиссию и протокол признают недействительным, если вас на ней не было, и вы в протоколе не расписывались, все остальное может так или иначе уличить командование в мелких процессуальных нарушениях при проведении аттестационной комиссии, но не отменить целиком её решение.

Приведём ещё один пример.

Военнослужащий в течение полугода непрерывно находился в командировке, в этой командировке его подчиненные нарушили воинскую дисциплину два раза, по прибытию через полгода из командировки, была проведена аттестационная комиссия, после чего он снова был отправлен в командировку, еще через полгода его вызвали, что бы сообщить, что он уволен.

 При рассмотрении дела в суде по представленным документам, стороны воинской части все чисто: взыскания, ГДП и аттестационная комиссия. Но при углубленном изучении представленных в суд документов, выяснилось, что взыскания и приказы о наказании ему объявлялись, по телефону, разбирательства так же проводились по телефону. Военнослужащий докладывал как было дело, а должностные лица воинской части проводили разбирательство, т.е. проводило «мобильное разбирательство».

После истребования доказательств и ознакомления с материалами дела в суде мы обнаружили, что материалы аттестационной комиссии не те. Запросив материалы в части и в кадровом органе, который принимал решение о его увольнении, оказалось, что они абсолютно разные и подписи тоже военнослужащему не принадлежат. После чего, было подано ходатайство о проведении, почерковедческой экспертизы, которая этот факт подтвердила. В результате доказательства, подтверждающие факт не соответствия военнослужащего требованиям действующего законодательства, предъявляемым к нему, были исключены. А нет аттестационной комиссии, нет и увольнения. Таким образом, факт нахождения нашего военнослужащего за пределами части и не выезд на место совершения дисциплинарных проступков командованием, а так же факт предоставления подложных документов (подделка подписей) послужил основой для отмены всех дисциплинарных взысканий и решения аттестационной комиссии.

Подводя итог всему вышеописанному, можно сделать следующий выводы.

  • При составлении и административного иска и ведении процесса, крайне важно учитывать, что мелкие процессуальные нарушения при наложении дисциплинарных взысканий и проведении аттестационной комиссии не приведут к их отмене.
  • Главными задачами в судебном процессе будут:         а) признать незаконным решение аттестационной комиссии;  б) доказать факт незаконности наложения дисциплинарных взысканий.
  • Важно правильно сформулировать исковые требования, потому что в рамках КАС изменить заявленные требования невозможно.
  • Крайне важно правильно построить исковое заявление.
  • Своевременно, то есть до назначения аттестационной комиссии, обратиться к опытному военному юристу, потому что самостоятельное ведение процесса может вылиться в отказ, который будет стоить вам очень дорого.

 

 

Запишитесь на консультацию военного юриста

Оставьте свои данные и мы вам перезвоним в течение часа

Материальная ответственность военнослужащих. Как оспорить сумму через суд?

С этим вопросом сталкивается каждое материально ответственное лицо, получившее от Государства на хранение имущество, под отчет.

Мало кто знает, что нормативно-правовые акты о материальной ответственности военнослужащих, а также о ведении хозяйственной деятельности воинскими частями в последнее время существенно изменились. Одним из ключевых изменений стало издание приказа Министра обороны РФ № 267 от 14.05.2019 года «О внесение изменений в приказы Министерства обороны РФ по вопросам организации учета материальных ценностей в ВС РФ», которым определено, что в каждой воинской части начальники служб открывают лицевые счета на материально ответственных лиц, а командиры воинских частей издают соответствующие приказы, причем это является обязанностью командира части, а не его правом.

Следовательно, материально ответственными лицами станут те лица, которых определит командир части в своем приказе, они будут получать имущество по первичным финансовым документам и нести за них полную материальную ответственность. Перечень финансовых документов определяется приказом Министра обороны РФ № 139 от 2008 г.

Позиция судов при рассмотрении такого рода дел о привлечении военнослужащих к полной материальной ответственности, обращает внимание на порядок передачи имущества военнослужащему и учет этого имущества в службах.

Такие правила позволяют установить, причастен военнослужащий к допущенной утрате или нет.

 

Пример:

Военнослужащий по контракту, проходил военную службу в мотострелковой части,  уволился по окончанию контракта  и убыл к месту жительства.

В часть, прибыла, финансовая  ревизия и  после работы, такой ревизии выяснилось, что образовалась недостача имущества РАВ в подразделении, где служил наш военнослужащий.

Не желая платить из своего кармана, командир подразделения подделал роспись военнослужащего в ведомости получения имущества РАВ и сообщил командованию, что  имущество было не сдано именно военнослужащим при исключении из списков части.

В ходе судебного заседания, эта версия была опровергнута запросом следующих документов:

1) форма-45 из службы РАВ части;

2) раздаточно-сдаточная ведомость форма-8;

3) инвентаризационные ведомости за последние два года ;

4) выписки из приказа о перемещении самого военнослужащего по должностям и смены должностных лиц подразделения, которые получали данное имущество.

После изучения вышеуказанных документов выяснилось, что лицевые счета были открыты на командира роты и старшину этой роты, имущество РАВ: бронежилеты, каски и КБС — получал командир роты лично на складе. В форме-45 в службе РАВ не было записей о том, что за военнослужащим числится вышеуказанное имущество, а инвентаризационные комиссии за последние два года вообще не обнаруживали материальный ущерб в этой воинской части.

Суд, увидев расхождения, запросил акты, приема сдачи дел и должности при смене командиров подразделения, где проходил службу наш военнослужащий, и установил, что командиры рот все передали без недостатков. К этому времени, военнослужащий закончил службу и уже работал на гражданской работе, фактически суд без всяких экспертиз установил, что военнослужащий ничего не терял.

Но, воинская часть не сдавалась и утверждала, что он все потерял, тогда по ходатайству представителя была назначена почерковедческая экспертиза, а так же были запрошены оригиналы ведомостей, в которых, по мнению воинской части стоит роспись военнослужащего. После подачи ходатайства больше из части никто нечего не присылал, так как любые действия были бы абсурдны и привели бы к возбуждению уголовного дела по статье 292 УК РФ «Служебный подлог».

 

Продолжим далее. Приказ Министра обороны РФ № 300дсп от 2013 года определяет, что передача имущества со склада в подразделение, осуществляется по накладным на перемещение имущества, т.е. в материалах расследования по факту недостачи должны находиться накладные форма ОКУД 0504102 на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов из одного подразделения в другое, что позволяет однозначно установить материально ответственное лицо.

Здесь, важно обратить внимание на то, что прием материальных ценностей подразделением воинской части от другого подразделения на основании решения командира этой части или лица, уполномоченного его письменным распоряжением, осуществляется по требованиям-накладным, при этом форма по ОКУД 0315006 отменена Приказ МО РФ от 13.11.2020 года № 601 и введена форма ОКУД 0504102.

Это очень важно, потому что если Вы решили доказать, что вы за определённое имущество не отвечаете, то должны точно истребовать необходимые доказательства.

Приказ Министра обороны РФ № 300дсп от 2013 года, требует, чтобы выдача материальных ценностей со склада воинской части во временное пользование военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок более месяца оформлялась по требованиям-накладным (форма по ОКУД 0315006) или по раздаточной (сдаточной) ведомости материальных ценностей и заносилась в карточку учёта материальных ценностей личного пользования ( форма по ОКУД 6002219).

То есть, фактически, главными доказательствами вашей вины в причинении материального ущерба станут, ведомости форма 8 (ведомость приема передачи) и карточки Ф-45 (каточка личного учета имущества за военнослужащим) из соответствующей службы войсковой части.

Форма 8 к приказу Министра обороны РФ № 139 от 2008 года заполняется на одного человека в 4-х экземплярах, подписывается у начальника службы и передается в финансовый орган. Все, что туда внесено, закрепляется за вами, и за утрату указанного в данном документе имущества Вас привлекут к полной материальной ответственности.

Имущество, передаваемое военнослужащим по книге временной выдачи, подлежит сдаче в течение месяца, отсутствие в книге записи о сдаче имущества, так же будет свидетельствовать о его утрате!

Обращайте внимание, где и за что расписываетесь это крайне важно!

Мы подробно рассмотрели условия назначения материально ответственного лица, не просто так, для суда это будет основополагающим фактом при вынесении решения.

 

Как рассчитать размер материального ущерба при привлечении к материальной ответственности?

 

Согласно Ч.1 и Ч.2 ст.6 федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» размер причинённого ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета воинской части, на день обнаружения ущерба. Цены определяются уполномоченными, на то государственными органами. Размер причинённого ущерба определяется с учётом степени износа имущества по установленным на день обнаружения ущерба нормам, но ниже стоимости лома (утиля) этого имущества.

Вы вправе требовать снижения стоимость имущества по вышеуказанным обстоятельствам, причем на все, что вы потеряли.

Нами была выведена формулу, по которой рассчитывается износ всего военное имущества с учетом износа, что позволяет снизить размер взыскиваемой суммы материального ущерба на 70 % законным и обоснованным способом. Основные правила расчёта приведены ниже.

  • Отсчет выработки ресурса изделия исчисляется от даты его приемки представителем заказчика и далее нарастающим итогом жизненного цикла изделия, включая его наработку при испытаниях на приемке с внесением сведений в его формуляр.
  • Календарное время, прошедшее от момента приёмки изделия военным представительством у производителя до ввода изделия в эксплуатацию, также учитывается, как израсходованная часть срока хранения.
  • Расчет степени износа имущества должен базироваться на сравнении фактического срока эксплуатации соответствующих объектов со сроком его полезного использования.

На основании вышеизложенного, расчёт размера материального ущерба должен производится в следующем порядке:

  • Первоначальная стоимость имущества должна делиться на временной промежуток его полезного использования (нормативный срок по паспорту, установленный заводом изготовителем, согласно паспорту, либо формуляру);
  • Затем полученный выше результат умножается на временной промежуток срока его эксплуатации, полученный результат составит степень износа имущества, в его стоимости на контренный промежуток времени.
  • Затем от первоначальной стоимости имущества необходимо вычесть стоимость износа этого имущества на конкретный временной промежуток, что и ставит размер причиненного ущерба с учётом степени износа имущества по установленным на день обнаружения ущерба нормам.

 

Важно помнить, что привлечь военнослужащего к материальной ответственности можно только при наличии реального ущерба, а также доказательств, позволяющих установить размер нанесённого ущерба.

Обязанность по доказыванию вышеизложенных фактов в суде лежит в полном объеме на стороне, которая предъявила Вам иск.

 

 

Запишитесь на консультацию военного юриста

Оставьте свои данные и мы вам перезвоним в течение часа

Порядок сдачи дел и должности при увольнении из вооруженных сил РФ (армии)

Часто нам задают вопрос: «Когда и в каком порядке необходимо сдавать дела и должность?» Данный вопрос вполне логичен, потому что военнослужащим, находящимся в распоряжении командира, в соответствии с пунктами 92 приказа Министра обороны РФ от 06.12.2019 N 727 выплачиваются только оклад по воинскому званию, оклад по воинской должности, занимаемой им перед зачислением в распоряжение командира, и надбавка за выслугу лет. При этом согласно пункту 34 этого приказа ежемесячные надбавки выплачиваются со дня вступления в исполнение обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности, то есть до сдачи дел и должности. Согласно пункту 1 приказа Министра обороны РФ от 17.12.2012 N 3733 следует, что назначение военнослужащих, на воинские должности, освобождение их от воинских должностей, увольнение с военной службы и присвоение им воинских званий осуществляются приказами соответствующих командиров (начальников) по личному составу. Из выше указанных норм следует, что день окончания выплаты надбавок определяется приказом соответствующего командира.

Согласно статье 14 Положения о порядке прохождения военной службы утверждённого Указом Президента РФ от 16.09.1998 года №1237: Военнослужащий освобождается от занимаемой воинской должности в случае назначения на новую воинскую должность, перевода, увольнения с военной службы, то есть основанием для освобождения от занимаемой должности является приказ соответствующего должностного лица. Полномочия по изданию приказов по личному составу определены пунктом 10 приказа Министра обороны РФ от 17.12.2012 N 3733.

Сам же порядок проведения приёма-сдачи дел и должности определён п.92 Устава внутренней службы, согласно которому: командир подразделения производит прием (сдачу) дел и должности лично на основании приказа по воинской части. О приеме (сдаче) дел и должности командир подразделения докладывает письменно в порядке подчиненности командиру воинской части. Так же командиру воинской части предоставляется акт приёма передачи дел и должности, который составляется и подписывается, принимающим и сдающим должность. Из вышеуказанных норм следует, что основанием для издания приказа об освобождении военнослужащего от должности являются рапорт и акт.

Часто случается так, что командиры воинских частей выводят подчинённых в распоряжение без издания приказа об освобождении от занимаемой должности и прекращают выплату надбавок. Данные действия командиров являются не правомерными, что подтверждает решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда по делу №2а-329/2020, в котором суд признал незаконным прекращение выплаты надбавок военнослужащему после убытия в отпуск после издания приказа об увольнении.

На основании вышеизложенных норм права, общий порядок сдачи дел и должности при увольнении выглядит следующим образом:

  • Издание приказа об увольнении;
  • Издание приказа о проведении приёма передачи дел и должности (где оговариваются сроки проведения данных мероприятий);
  • Подготовка и подписание акта приёма – передачи;
  • Подача рапорта о сдаче дел и должности ( мы рекомендуем подавать данный рапорт не более чем за 3 дня, до исключения из списков воинской части)
  • Издание приказа об освобождении от занимаемой должности и исключении из списков воинской части.

 

 

Запишитесь на консультацию военного юриста

Оставьте свои данные и мы вам перезвоним в течение часа

Как принять наследство, если прошел срок более 6 месяцев? (пропустили срок)

Знание закона позволяет избежать неблагоприятных последствий. Пожалуй, с этой мыслью сложно поспорить. Сегодня статья затронет вопрос принятия наследства. За конец 2020 – начало 2021 года количество клиентов, связанных с вопросами наследования резко увеличилось. Отчасти, тому виной короновирусная инфекция и связанные с ней изменения в действующем законодательстве.

По общему правилу в соответствии с ч. 1 ст. 1153 ГК РФ, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

В соответствии с ч. 1 ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Таким образом, законодатель установил ограниченный срок на совершение юридических действий по принятию наследства.

На практике выходит так, что часто люди обращаются по истечении 6 месяцев, неправильно понимая изложенную норму закона. При этом о смерти наследодателя наследники знают, однако в силу незнания к нотариусу не обращаются.

Знакомство с такими людьми начинается с того, что они сообщают юристу о том, что нотариус отказал в совершении нотариального действия и рекомендовал обратиться в суд.

Количество вариантов развития ситуаций очень много. В тоже время в настоящей статье отразим наиболее частый случай. Наследник после смерти продолжил управлять наследственным имуществом, производил расходы на его содержание.

Согласно п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 9 от 29.05.2012 года «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.

В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ. В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.

Совокупность указанных положений позволяет сделать вывод, что пропуск шестимесячного срока, не является причиной, по которой наследник не сможет оформить права на наследственное имущество. Однако следует понимать, что данный спор будет решаться уже в судебном порядке.

При составлении искового заявления задаются вопросом, кто является ответчиком по такому делу. По своей правовой природе имущество считается выморочным в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158 ГК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 1151 ГК РФ, в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории:

жилое помещение;

земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.

Если указанные объекты расположены в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, они переходят в собственность такого субъекта Российской Федерации.

Таким образом, Ответчиком будет выступать администрация района, на которой расположено имущество.

Также часто встает вопрос, в какой суд следует обращаться.

В соответствии со ст. 30 ГПК РФ, иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества.

Особую сложность представляют случаи, когда в наследственную массу включаются несколько объектов недвижимости, расположенных на территории различных судебных районов. В таких ситуациях иск предъявляется по месту нахождения одного из объектов недвижимости.

При обращении с исковым заявлением в суд необходимо будет произвести оплату государственной пошлины. Размер государственной пошлины исчисляется исходя из цены иска, определяемой стоимостью имущества, на которое претендует истец.

В суде потребуется представить письменные доказательства (чеки на оплату жилого помещения и пр.), а также опросить в свидетелей. Свидетель — это тот человек, который является очевидцем, то есть видел те вещи, которые необходимо доказать. В данном случае свидетель должен подтвердить, что истец действительно принял и начал управлять имущество наследодателя.

Соблюдение указанных рекомендаций позволит чувствовать себя уверенней в процессе.

 

Заполните форму, чтобы задать вопрос юристу по наследственному праву:

Как проходит лишение родительских прав? Когда обращение в суд неизбежно?

Для того, чтобы лишить родительских прав, необходимо обратиться в суд с исковым заявлением, в котором важно отразить все доводы и подтвержденные факты, которые указывают на необходимость лишения родителя родительских прав в отношении его несовершеннолетнего ребенка/детей. При обращении с таким иском в суд, необходимо иметь доказательства, подтверждающие основания для лишения, иначе суд откажет в удовлетворении заявленных требований.

Согласно  пункту 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 года N 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав», лишение родителей родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка/детей, является крайней мерой.

В статье 69 Семейного кодекса РФ (далее СК РФ) перечислены существенные основания, при усмотрении которых суд может удовлетворить иск и лишить родителя прав в отношении несовершеннолетнего ребенка: «Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

А) уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

Б) отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций;

В)  злоупотребляют своими родительскими правами;

Г) жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

Д) являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

Е) совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи».

Рассмотрим каждый из перечисленных пунктов более детально.

 

А) Уклонение от выполнения обязанностей.

Что же относится к родительским обязанностям, которые нельзя игнорировать?

В статье 63 Семейного кодекса РФ перечислены основные обязанности, которые родители не могут не выполнять. К таким обязанностям относятся:

забота о здоровье ребенка;

— забота о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка;

— обеспечение получения ребенком общего образования;

— воспитание и развитие ребенка.

 

Как мы знаем, под здоровьем понимается состояние, при котором отсутствует какой-либо недуг, болезнь. Если ребенок имеет какое-либо отклонение в здоровье, то родитель обязан своевременно отвести ребенка к врачу и оказать ему медицинскую помощь. Если же родитель обладает познаниями в медицине и самостоятельно может оказать такую помощь, то главное, чтобы помощь была оказана и своевременно. В случае неоказания своевременной помощи, игнорирования ухудшения состояния здоровья ребенка, либо родитель способствует в развитии отклонений в здоровье ребенка, в развитии болезни, то такой факт равнозначен тому, что родитель уклоняется от выполнения обязанности, а именно в заботе о здоровье ребенка.

 

К заботе о физическом развитии ребенка относят его физическую активность, ежедневные прогулки, обязательный сбалансированный прием пищи, витаминов, соблюдение гигиены, приобретение одежды и обуви по сезону. Уделять внимание рациону питания ребенка, его сну, росту с целью предотвратить какое-либо отклонение, безусловно, важно и необходимо. При отсутствии такой заботы, родителя расценивают как не заботящегося о физическом состоянии своего ребенка.

 

Под заботой о психическом развитии ребенка понимается соблюдение удовлетворительного психического состояния ребенка, создание благотворной обстановки в семье, отсутствие какого-либо психологического давления, психического напряжения, которые могли бы способствовать нарушению психики ребенка, его эмоционального состояния.

К духовному и нравственному развитию ребенка относят в первую очередь формирование семейных ценностей и традиций, формирование нравственных и культурных ценностей.

Злостное уклонение от уплаты алиментов. Сюда можно отнести таких родителей, которые совсем забыли, что у них есть ребенок/дети, они не платят алименты на содержание своих детей, им не интересна жизнь ребенка, они не способствуют тому, чтобы быстро найти работу, если вдруг лишились работы, не предпринимают мер по постановке на учет в центре занятости и пр. Либо родитель не трудоустроен, работает по гражданско-правовому договору (без оформления по трудовой книжке), либо без какого-либо договора, при этом получает денежные средства и не дает их на содержание ребенка. Суть заключается в том, что у родителя отсутствует интерес к содержанию своего ребенка, а свою обязанность он полностью возлагает на другого родителя, либо вообще ни на кого, если у ребенка только один родитель, что в разы усложняет жизнь ребенка.

К случаям, когда родители не уделяют должного внимания психическому и духовному развитию ребенка, можно отнести следующие: родитель ведет себя грубо по отношению к своему чаду, подает пример аморального и/или асоциального поведения, такой родитель уклоняется от

обязанностей по психическому и духовному развитию своего ребенка. Как правило, дети быстро перенимают подобное поведение родителей, что впоследствии отражается на взаимодействии таких детей в обществе, появляются риски роста совершения правонарушений, даже преступлений несовершеннолетними.

 

В жизни каждого человека важно обучаться, получить образование, чтобы в дальнейшем получить профессию. При отсутствии образования в нашем обществе зачастую возникают сложности при самореализации. Дети обучаются в общеобразовательных учреждениях и получают знания, а по окончании — аттестат. Без аттестата об окончании как минимум основного общего образования ребенку невозможно будет поступить в дальнейшем в средне-специальные, профессиональные образовательные учреждения, а после окончания 11 классов – в том числе и в высшие учебные заведения.

Конечно, если родитель не будет способствовать тому, чтобы его ребенок получал образование, а в дальнейшем и аттестат, то такой родитель явно не заинтересован в своем ребенке, не задумывается о его будущем.

Именно исходя из вышесказанного, воспитание  ребенка, его развитие – обязательны для него, потому как самостоятельно, без помощи родителей, справиться ему будет в разы сложнее.

 

Б) По пункту в части «отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций» — ключевым считается то, что родитель умышленно не намерен далее растить, воспитывать свое дитя, не заинтересован в нем, уместнее сказать «бросил ребенка на произвол» и будь  с ним что будет.

 

В) Как можно понять, что родители злоупотребляют своими родительскими правами?

В первую очередь, можно обратиться к вышесказанному и, к примеру, все перечисленные пункты родитель не исполняет совсем. Либо несколько из них исполняет изредка. Иначе говоря, равнодушное отношение родителя к ребенку, которое переходит в систематическое неисполнение обязанностей, может быть расценено как «злоупотребление родительскими правами».

 

Г) Жестокое обращение с детьми, также как и уклонение от выполнения обязанностей родителей, злоупотребление родительскими правами, является одним из оснований для лишения родительских прав.

Под жестоким обращением с несовершеннолетними детьми, подразумевается умышленное причинение вреда жизни и/или здоровью ребенка. К частным случаям жестокого обращения с детьми отнесены физическое или психическое насилие над детьми, в том числе покушение на их половую неприкосновенность. При установлении такого факта, родитель, как правило, привлекается к уголовной ответственности, предусмотренной статьей 156 Уголовного кодекса РФ.

 

Д) Если родитель/родители являются больными хроническим алкоголизмом и/или наркоманией, не предпринимают мер по предотвращению возникшей зависимости,  создают неблагоприятную психологическую атмосферу дома, появляясь на глазах у ребенка в таком состоянии, либо же, тщательно скрывают, но продолжают быть зависимыми от алкоголя, наркотиков и не лечатся, избежать иска о лишении родительских прав – явно невозможно, потому как жизни и здоровью ребенка угрожает опасность нахождения рядом с такими родителями.

 

Е) Если родитель совершил умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи, то факт лишения родительских прав такого родителя – очевиден. Родитель, совершивший такое преступление является жестоким человеком, который несет опасность окружающим, потому что  посягает на здоровье, жизнь людей. В Основном законе нашей страны (Конституции РФ) права и свободы человека закреплены как «высшая ценность» (статья 2), никто не может быть лишен жизни (часть 1 статьи 20), никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2 статьи 21), каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (часть 1 статьи 22).

Конституцией РФ жизнь и здоровье ребенка гарантированы как высшие ценности, которым отдается преимущественное право (статьи: 2, 38). И в случае посягательств на указанные ценности со стороны родителей, такой родитель будет привлечен к соответствующей ответственности, вплоть до уголовной, а также будет лишен родительских прав.

Кроме того, существует Конвенция о правах ребенка, в которой закреплены права детей, нарушение которых влечет особое внимание со стороны государства. Так, в части 1 статьи 3 указанной Конвенции сообщается: «во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка».

 

Таким образом, если Вы решились обратиться с иском в суд о лишении родительских прав второго родителя, стоит обратить внимание на следующее. Родитель, который не проявляет себя заботливым, заинтересованным в отношении своего несовершеннолетнего ребенка/детей, может быть лишен родительских прав, однако для этого должно быть собрано достаточно доказательств, являющихся основанием для удовлетворения заявленных Вами исковых требований.  

Споры по лишению родительских прав – это одна из самых сложных категорий дел. К участию в деле в обязательном порядке привлекаются прокурор и органы опеки и попечительства в соответствии с частью 2 статьи 70 Семейного кодекса РФ.

Каждый из них при рассмотрении дела, дает оценку представленным Вами доказательствам, высказывает свою позиции относительно заявленных требований и предоставляет суду свое заключение. Таким образом, заключение представителей органов государственной власти по делу может сыграть решающую роль в исходе дела.

Как правило, рассмотрение подобных дел может тянуться долго и тяжело. Поэтому для участия в судебном разбирательстве необходимо морально подготовиться и набраться терпения, при этом проявить спокойствие и хладнокровие ко всему происходящему. В таких делах категорически противопоказано давать выход эмоциям.

К подаче искового заявления стоит готовиться заблаговременно и тщательно, иметь «железные» и необратимые факты, которые бы влияли на положительный исход дела.  Зачастую только подготовка по сбору доказательств занимает не менее одного года.

Напоследок, хочется отметить, что не стоит лишать другого родителя прав в отношении несовершеннолетнего ребенка с целью разрешить назревший супружеский конфликт. В таком случае, родитель, прибегая к манипулированию другим родителем, и, вовлекая в межличностный конфликт ни в чем неповинного ребенка, злоупотребляет родительскими правами, что подпадает в диспозицию статьи 69 Семейного кодекса РФ.  А доказательства, представленные одним из родителей, могут служить основанием для заявления органами опеки и попечительства о лишении обоих родителей родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка.

 

Автор статьи:

руководитель «Юридической компании «AQURAT» практикующий юрист Наталья Антуфьева

Заполните форму, чтобы задать вопрос семейному юристу:

Налоговые вычеты по НДФЛ для участников НИС (накопительной ипотечной системы военнослужащих)

Одной из форм жилищного обеспечения военнослужащих является участие в накопительно-ипотечной системе, которое регламентируется Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее по тексту — НИС).

Участники накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих имеют право на получение имущественного налогового вычета, предоставляемого с учетом особенностей и в порядке, предусмотренном статьей 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в том числе в сумме расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение жилья.

Согласно разъяснениям Департамента налоговой политики Минфина России (письмо от 3 декабря 2020 г. № 03-04-07/105915) имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме произведенных расходов по уплате процентов, но не более 3 000 000 рублей при наличии документов, подтверждающих право на получение имущественного налогового вычета, указанных в пункте 3 статьи 220 НК РФ, договора займа (кредита), а также документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств в погашение процентов. Участники НИС представляют в налоговый орган договор о приобретении жилого помещения и документы, подтверждающие право собственности на него.

Одновременно отмечает, что в соответствии с регламентом Минфина России, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 № 194н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

В этой связи в разъяснениях изложен общий порядок обложения налогом на доходы физических лиц доходов от продажи недвижимого имущества, который не учитывает конкретные обстоятельства и условия.

Имущественные налоговые вычеты не предоставляются в части расходов на новое строительство либо приобретение жилья, покрываемых за счет средств работодателей или иных лиц, материнского (семейного) капитала, за счет выплат, предоставленных из бюджета Российской Федерации, а также в случаях, если сделка совершена между взаимозависимыми лицами.

Если условиями накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащего и кредитного договора с ним погашение кредитных обязательств (их части) предусмотрено за счет средств федерального бюджета, то независимо от порядка уплаты платежей по такому договору, в том числе если военнослужащий добровольно погашает соответствующие обязательства за счет собственных средств, но с последующим возмещением ему таких средств, он не имеет права на получение имущественных налоговых вычетов.

Вместе с тем налоговыми органами при рассмотрении указанного вопроса учитываются конкретные обстоятельства ситуации, в том числе основания, по которым платежи, подлежащие уплате по кредитному обязательству за счет средств федерального бюджета, досрочно погасил сам налогоплательщик — участник накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

 

Важно! Если для приобретение жилого помещения Вы использовали безвозмездный ЦЖЗ, а также собственные средства, Вы можете воспользоваться имущественным вычетом в части расходов на приобретение жилого помещения за вычетом средств, полученных из бюджета (пп. 3, 4 п. 1, п. 5 ст. 220 НК РФ; Письмо Минфина России от 24.01.2014 № 03-04-07/2503; Информация ФНС России; Письмо Минфина России от 03.12.2020 № 03-04-07/105915).

 

 

Запишитесь на консультацию военного юриста

Оставьте свои данные и мы вам перезвоним в течение часа

От чего зависит размер пенсии ВБД? (ветерана боевых действий)

При соблюдении определенных условий и нюансов ветераны боевых действий имеют право на любые установленные в РФ виды пенсий, а именно (ст. 6 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ; ст. ст. 4, 6 Закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ; п. 1 ст. 5 Закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ; ст. 5 Закона от 12.02.1993 № 4468-1):

  • страховую пенсию (в том числе по старости и по инвалидности);
  • накопительную пенсию;
  • пенсию по государственному пенсионному обеспечению (в том числе пенсию по инвалидности и социальную пенсию);
  • военную пенсию за выслугу лет или по инвалидности.

Законодательством не предусмотрены какие-то особенности при назначении пенсии ветеранам боевых действий. Однако статус ветерана боевых действий дает некоторые преимущества при назначении пенсии по отношению к другим категориям.

К примеру, предусмотрено повышение военных пенсий вне зависимости от вида пенсии. Если ветеран боевых действий имеет также право на пенсию по случаю потери кормильца с учетом ее повышений в соответствии со ст. 45 Закона № 4468-1, повышение военной пенсии устанавливается одновременно с указанным повышением к пенсии по случаю потери кормильца ( ст. 16 Закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ;  ст. 45, ч. 1, 6, 7 ст. 46 Закона № 4468-1).

На размер назначаемых пенсий (в зависимости от их формы) влияют несколько факторов.

При наличии у ветерана боевых действий права на страховую пенсию по старости или по инвалидности фиксированная выплата к ней повышается в зависимости от группы инвалидности, наличия иждивенцев и места жительства получателя пенсии (ч. 16, 9 ст. 17 Закона № 400-ФЗ).

Также аналогичным образом по тем же основаниям повышается пенсия по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (п. п. 2, 3, 5 ст. 15 Закона № 166-ФЗ).

Военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, а также неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, установлено повышение военной пенсии за выслугу лет (п. «а» ст. 16, п. «б» ст. 17, п. «а» ст. 21, ч. 1, 3 ст. 24 Закона № 4468-1).

Кроме того, большинство ветеранов боевых действий имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты, а также на предоставление социальных услуг. При этом в случае получения социальных услуг размер выплаты уменьшается на стоимость предоставляемых услуг (ст. 23.1 Закона № 5-ФЗ; ст. 6.1, ч. 1 ст. 6.2, ч. 2 ст. 6.5 Закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).

Разумеется, что с точки зрения Закона, всё более или менее прозрачно, но в реальности военнослужащий запаса (отставке) сталкивается с массой сложностей, порой непробиваемой стеной бюрократических преград, которые не дают в полной мере реализовать свои права на пенсионное обеспечение. Поэтому при возникновении сложностей, доверьтесь профессионалам, это сэкономит Ваше время, нервы и деньги.

 

 

Запишитесь на консультацию военного юриста

Оставьте свои данные и мы вам перезвоним в течение часа

Основания и особенности увольнения военнослужащих по призыву и по контракту

Военная служба – важнейший вид деятельности граждан Российской Федерации по вооруженной защите Отечества. В силу значимости военной службы государство законодательно определяет основные вопросы ее содержания и порядка прохождения, права, обязанности и ответственность военнослужащих.

Увольнение военнослужащих с военной службы как правило производится:

в запас, если служивый к моменту увольнения не достиг предельного возраста пребывания в запасе и по состоянию здоровья годен или ограниченно годен к военной службе;

в отставку, если военнослужащий к моменту увольнения достиг предельного возраста пребывания в запасе или по состоянию здоровья признан негодным к военной службе, а также, если военнослужащему назначено наказание в виде лишения свободы или ограничения свободы.

Также военнослужащие увольняются по истечении срока военной службы или досрочно.

Наверное, многие знают, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут быть уволены с военной службы, а именно по следующим основаниям (Закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ):

1) по истечению срока военной службы;

2) в случае признания военно-врачебной комиссией не годным или ограниченно годным к военной службе;

3) наступает прекращение гражданства РФ;

4) в случае гибели отца или родного брата в связи с исполнением ими обязанностей военной службы;

5) если есть необходимость в постоянном уходе за близким родственником;

6) если на воспитании ребенок без его матери;

7) опекунство/попечительство в отношении родных брата или сестры до 18 лет;

8) в случае наличия двух и более детей;

9) если имеет ребенка-инвалида в возрасте до трех лет.

Исходя из различных обстоятельств и жизненных ситуаций, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть уволены с военной службы по инициативе командования либо по собственному желанию.

Так, увольнение по инициативе командования возможно, в частности, по следующим основаниям (Закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ):

1) когда подходит срок военной службы — достижение предельного возраста пребывания на военной службе;

2) истечение срока контракта;

3) в случае признания военно-врачебной комиссией не годным или ограниченно годным к военной службе;

4) когда военнослужащего лишают воинского звания;

5) при отчисление из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;

6) в случае прекращения гражданства РФ или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства;

7) в случае проводимых организационно-штатных мероприятий и невозможности назначения военнослужащего на равную должность;

8) в случае нарушения закона, что автоматически приводит к нарушениям требований подписанного контракта — невыполнение условий контракта;

9) вступление в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен по собственной инициативе с военной службы, а именно:

1) при существенном или систематическом нарушении в отношении его условий контракта;

2) в случае признания его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;

3) по семейным обстоятельствам, в частности, при воспитании ребенка до 18 лет без его матери (отца);

4) при наличии уважительных причин (обстоятельств, которые объективно не позволяют военнослужащему в полном объеме выполнять условия заключенного контракта). В данном случае необходимо утвержденное заключение аттестационной комиссии.

Отдельные основания для увольнения могут быть предусмотрены в федеральных органах исполнительной власти. Для примера, военнослужащие войск национальной гвардии могут быть уволены с военной службы в случае отказа от прохождения необходимых проверок, а также в случае непредставления или представления заведомо ложной информации.

Особенности порядка увольнения военнослужащего находятся в зависимости от оснований его увольнения. Предлагаем рассмотреть некоторые нюансы, которые могут встречаться при увольнении с военной службы.

Увольнение военнослужащего по основаниям, когда его согласие на увольнение или назначение на новую воинскую должность не предусматривается, производится без его рапорта. В иных случаях ему потребуется подать рапорт и, при необходимости, другие документы. Так в отдельных случаях для увольнения с военной службы необходимо заключение аттестационной комиссии, при наличии у военнослужащего уважительной причины, объективно препятствующей выполнению им условий контракта, а не мифической.

Хочу обратить внимание, что военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения (по последнему месту службы) либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. Важно! Если такой военнослужащий выбирает регион отличный от последнего места службы, то такой военнослужащий подлежит увольнению, с оставлением в списках нуждающихся и его увольнение уже не зависит от его желания.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (пп. «а» п. 2 ст. 51 Закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ).

Увольнение по данному основанию возможно при отсутствии иных оснований для увольнения в следующих случаях (пп. «а» п. 4 ст. 34 Положения, утв. Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237):

сокращение занимаемой военнослужащим воинской должности (должности) либо истечение установленных сроков нахождения в распоряжении командира (начальника) и отсутствие возможности назначения на равную воинскую должность (должность) и согласия военнослужащего с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

снижение воинского звания, предусмотренного по занимаемой военнослужащим воинской должности (должности), и (или) месячного оклада в соответствии с занимаемой им воинской должностью (должностью) и нежелание продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности), а также отсутствие возможности назначения на равную воинскую должность (должность) и согласия военнослужащего с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

признание военнослужащего военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с

незначительными ограничениями и отсутствие его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);

сокращение воинских должностей (должностей) одной военно-учетной специальности либо воинских должностей (должностей), подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в пределах их общей численности в воинской части, подразделении органа или организации, в том числе, когда занимаемая военнослужащим воинская должность (должность) не подлежит сокращению, — при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию);

отсутствие возможности назначения на воинскую должность (должность), занимаемую военнослужащим до возбуждения уголовного дела, которое прекращено по реабилитирующим основаниям или по которому в отношении него судом вынесен оправдательный приговор, на равную воинскую должность (должность), а также отсутствие согласия военнослужащего с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность).

Таким образом, в большинстве случаев при проведении организационно-штатных мероприятий военнослужащему предлагаются (при наличии таковых) вакантные высшие или низшие воинские должности (должности). При этом, например, при сокращении воинской должности, занимаемой военнослужащим, и отсутствии вакантных воинских должностей в военном округе, в котором он проходит военную службу, другая воинская должность должна предлагаться военнослужащему, изъявившему желание на назначение на низшие или высшие воинские должности, в масштабе Вооруженных Сил РФ, а военнослужащим других войск, воинских формирований и органов — в масштабах федерального органа исполнительной власти, в котором они проходят военную службу (п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 8).

Так, к примеру, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, не достигший предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть уволен без его согласия до приобретения им права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по установленным основаниям.

Для информации, военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с его увольнением. Важно, что при этом, если военнослужащий подлежит увольнению — по состоянию здоровья, он должен быть исключен из списков личного состава не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии (не считая времени нахождения в отпуске).

Важно! На день исключения из списков личного состава военнослужащий должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с ним всех необходимых расчетов он из списков личного состава без его согласия — не исключается (Положение, утв. Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237).

 

 

Запишитесь на консультацию военного юриста

Оставьте свои данные и мы вам перезвоним в течение часа

Оба супруга военнослужащие и являются участниками реестра НИС (военной ипотеки).

Существует возможность объединения военных ипотек супругов (мужа и жены), проходящих военную службу по контракту, нередко в разных ведомствах, которые являются участниками реестра накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (военной ипотеки).

Бывает и так, что в семье оба супруга — военнослужащие, и у каждого имеются накопления на индивидуальном накопительном счете (далее по тексту — ИНС). Относительно недавно законодатель внес изменения в ФЗ № 117, где дал «зеленый свет» для объединения данных средств находящихся на ИНС, с целью приобретения жилого помещения или земельного участка с имеющимся на нем жилым домом.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 20.08.2004 № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», где участники накопительно-ипотечной системы, состоящие в браке между собой, не менее чем через три года участия каждого из них в накопительно-ипотечной системе имеют право на заключение каждым из них с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, для приобретения в общую собственность жилого помещения или жилых помещений, земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования.

Эти же положения также находят свое подтверждение в п. 99 Постановления Правительства РФ от 15.05.2008 № 370 «О порядке ипотечного кредитования участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (вместе с «Правилами предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов»), где участники, состоящие в браке между собой (далее — супруги), не менее чем через 3 года участия каждого из них в накопительно-ипотечной системе имеют право на заключение каждым из них с уполномоченным органом договора целевого жилищного займа в целях, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, для приобретения в общую собственность жилого помещения (жилых помещений), земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования.

При приобретении супругами квартиры или земельного участка с имеющимся на нем жилым домом следует учесть, что в обязательном порядке данная недвижимость будет оформлена в общую собственность.

Рассмотрим варианты совместного использования средств целевого жилищного займа обоих супругов могут быть следующими:

1. После нахождения варианта по недвижимости, заключается договор купли-продажи недвижимости, средства с обоих накопительных счетов поступают на расчетный счет продавца в качестве оплаты. В случае нехватки суммы целевых жилищных займов, супруги могут добавить денежные средства из собственных накоплений.

2. Оба целевых жилищных займов объединяются и направляются в качестве первоначального взноса по ипотеке.

3. Первоначальный взнос оплачивается из собственных накоплений, а ежемесячные ипотечные платежи погашаются путем перечислений с обоих ИНС супругов.

Надо отметить, что при объединении военной ипотеки супругов, сами супруги будут выступать, как созаемщики.

А также учтите, что кредитная организация по своему усмотрению определяет и принимает решение: позволить объединить средства от целевых жилищных займов или нет.

 

 

Запишитесь на консультацию военного юриста

Оставьте свои данные и мы вам перезвоним в течение часа

Что такое «рапорт» и почему он часто оказывается в мусорной корзине?

Наверное, каждый «служивый» человек за время своей службы «государевой» сталкивался с ситуацией, когда написав очередную челобитную, он же рапорт (будь то на отпуск, на дополнительный выходной день, на материальную помощь, а то и на увольнение с военной службы), не получал о нем абсолютно никаких вестей и вынужден был признать его «без вести пропавшим».

При относительно мягком варианте Вам могут дать устный ответ на все прошения и чаяния, и это далеко не всех военнослужащих устраивает, так как всем известно, что «слово к делу не пришьешь». При самом жестком варианте служивый после истеричного: «Как челобитную царю подаешь?» с превеликим недоумением и возмущением наблюдал, как его письменный труд в умелых руках начальника превращался в мелкие клочки бумаги и привычным движением руки последнего если и не летел в «морду лица», то оказывался в мусорной корзине.

Здесь стоит акцентировать Ваше внимание еще на одном очень интересном и одновременно проблемном вопросе. Этим вопросом является порядок подачи рапорта военнослужащими, который устанавливается в той или иной силовой структуре не столько исходя из содержания требований закона, сколько с учетом внутренних требований и удобства документооборота в конкретном ведомстве. Ни для кого не секрет, что должностным лицам зачастую гораздо «выгоднее» рапорта не регистрировать, так как в этом случае у них фактически не возникает обязанности в установленный срок предоставить ответ обратившемуся с рапортом воину.

Такая порочная практика встречается почти во всех федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Избежать подобных ситуаций и заставить начальство не только принять ваш рапорт к рассмотрению, но и в установленный законом срок дать на него письменный ответ не только возможно, но и обязательно нужно. В противном случае мы все рискуем вернуться если не к рабовладельческому строю, то к крепостничеству точно.

Теперь, подходя к поиску ответа, сформулированного в заголовке статьи, более серьезно, давайте выясним, так что же такое рапорт? Согласно ст. 106 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495, «письменные обращения, направляемые военнослужащим должностным лицам воинской части, излагаются в форме рапорта». Исходя из содержания данной нормы права, приходим к выводу №1: рапорт – это письменное обращение военнослужащего, адресованное соответствующему должностному лицу воинской части.

В Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 апреля 2017 г. № 170, а именно в п. 55 раздела «Основные виды служебных документов и их назначение», рапорт упоминается в перечне основных видов служебных документов. П. 73 указанной инструкции гласит, что рапорт – это служебный документ, докладываемый по вопросам исполнения должностных (специальных) обязанностей соответствующему командиру (начальнику) по форме. При этом имеется ссылка с уточнением, что рапорт, подаваемый (направляемый) в соответствии с главой 6 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации должностным лицам воинской части с изложением предложения, заявления или жалобы, относится к письменному обращению и подлежит приему (регистрации) и рассмотрению в соответствии с Инструкцией по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 августа 2014 г. № 555. Здесь мы не будем углубляться в содержание этой инструкции, потому что и глава 6 ДУ ВС РФ и указанная инструкция фактически дублируют требования Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Таким образом, мы с уверенностью можем сформулировать вывод №2: рапорт является служебным документом. Я практически уверен, что при желании подобную формулировку мы сможем отыскать и в соответствующих приказах других силовых ведомств.

Идем далее. В соответствии с требованиями п. 3 ст. 5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» правом гражданина при рассмотрении обращения является право «получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов».

Согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» «государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов».

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» «письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения…».

Отсюда вывод №3 на рапорт военнослужащего как на письменное обращение в полной мере распространяются требования Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Далее предлагаю вам четкий алгоритм действий при отказе делопроизводителя регистрировать Ваш рапорт, а равно отказе поставить дату, подпись и ее расшифровку на копии рапорта или втором его экземпляре:

  1. Отправьте рапорт с ближайшего к месту Вашей службы отделения Почты России. При этом выберите вид отправления «заказное письмо с уведомлением», правильно указав адрес Вашего проживания (по нему поступят уведомление о доставке и позже ответ). Заполните два бланка описи вложения, где укажите кратко и одновременно информативно, какие документы Вы помещаете в конверт. Например: 1. Рапорт на выходные дни. 2. Справка о сдаче крови. Не забудьте сослаться в самом рапорте на копии документов (при наличии), которые вы к нему прикладываете, а также попросите в рапорте дать Вам письменный ответ. После отправки письма сохраняйте свой экземпляр описи вложения и уведомления о доставке письма адресату после его возвращения.
  2. С момента отправки письма отсчитайте 30 дней и добавьте к ним приблизительное время на доставку по почте письма адресату и время на доставку ответа Вам также по почте. Если до истечения этого срока письменного ответа не последовало, то здесь налицо все признаки серьезного нарушения со стороны соответствующего должностного лица воинской части, а именно ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ «Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан». Совершение должностным лицом указанного правонарушения в силу того, что он является военнослужащим, приравнивается к совершению грубого дисциплинарного проступка (на основании ст. 2.5 КоАП РФ, п. 2 ст. 28.5 ФЗ «О статусе военнослужащих» и приложения №7 к ДУ ВС РФ).
  3. Если в установленный срок письменный ответ на Ваш рапорт не поступил или поступил ответ, с которым Вы принципиально не согласны, то следует обратиться в надзирающую военную прокуратуру с жалобой на бездействие должностных лиц воинской части или о нарушении Ваших прав. Стоит обратить внимание на то, что жалоба в юридическом отношении должна быть составлена максимально грамотно. Во многом именно от этого зависит Ваш успех в защите своих прав.

Военные юристы нашей компании (https://vk.com/voen_yur_spb) очень уважают тех военнослужащих, которые находят в себе силы и смелость идти по пути отстаивания своих прав и свобод, потому что, как говориться, «только идущий осилит дорогу». Мы всегда готовы прийти на помощь и оказать юридическую поддержку таким военнослужащим.

 

 

Запишитесь на консультацию военного юриста

Оставьте свои данные и мы вам перезвоним в течение часа