«Подводные камни» при покупке земельного участка

Покупка земельного участка является наиболее выгодным вложением накопленных сбережений, как правило такая покупка в большинстве случаев осуществляется для дальнейшего строительство дачного или жилого дома.

При оформлении сделки купли-продажи как в нотариальной форме, так и в простой письменной обычному обывателю не рассказывают всех подводных камней, с которыми он может столкнуться в будущем. Зачастую, отсутствие обременений и запретов, указанных в правоустанавливающих документах при их изучении мотивирует покупателя совершить сделку и осуществить задуманную мечту – построить на приобретенном участке дом. Однако, существуют некоторые обстоятельства, о которых покупатель даже и не догадывается, о них я расскажу далее.

Первый наиболее важный момент, на который следует обратить внимание, существуют ли разработанные и утвержденные в установленном порядке правила землепользования и застройки территории муниципального образования, ведь начиная строительство дома на участке этот важный документ необходимо будет изучить внимательно, т.к. строительство капитального строения не соответствующего таким правилам (с отклонениями от правил) влечет серьезные трудности в будущем  и могут привести к судебной тяжбе. Кроме того, законодательством запрещается строительство капитальных строений на участке при отсутствии правил землепользования и застройки, например: Статьей 23 Федерального закона № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.

К сожалению, не во всех муниципальных образования правила землепользования и застройки (ПЗЗ) еще приняты, а в некоторых случаях они существовали, но по различным причинам были отменены в том числе и по решению суда, так как были приняты с нарушениями.

Во-вторых, необходимо учитывать наличие поблизости автомобильных и трубопроводных магистралей, так как в этом случае без вашего уведомления и желания возведенная постройка может попасть в зону придорожной полосы (охранной зоны трубопровода), а такое обстоятельство является серьезным препятствием к получению необходимых документов на дом. Но при оформлении договора купли-продажи об этом обстоятельстве никто не упоминает, в документах это не отображается.

Существует ещё одно обстоятельство, о котором не стоит забывать — это наличие дороги на ваш участок. Продавец земельного участка может вам не сообщить, о том, что дорога, ведущая к нему, находится в частной собственности, и вам придется самостоятельно в будущем разыскивать собственника данного земельного участка, по которому проходит дорога и заключать с ним соглашение об установлении частного сервитута, разумеется, на платной основе.

Обстоятельства на которые следует обратить внимание при покупке земельного участка, которые описаны выше не являются единственными, существует еще и другие, которые как правило, являются субъективными и имеют отношение к конкретному случаю.

Практикующий земельный юрист Поздняков Алексей Михайлович

Привлечение военнослужащих запаса к материальной ответственности. Что делать если ваш бывший командир решил повесить на Вас круглую сумму?

В данной статье отдадим предпочтение краткому изучению и анализу Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» (далее – Закон 161 — ФЗ), где показаны его основные положительные и отрицательные стороны, рассмотрим виды материальной ответственности.

Согласно Закону 161 – ФЗ, военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб, под которым понимаются утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, ею произведенные.

Закону 161 – ФЗ использует дифференцированный подход к определению размера материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности их действий (бездействия), повлекших за собой причинение ущерба, а равно исходя из формы вины в содеянном.

Особенности военно-служебной деятельности предопределили установление в Законе 161 – ФЗ особого порядка привлечения военнослужащих к материальной ответственности перед государством за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями.

Среди положительных сторон Закона 161 – ФЗ можно выделить: 1) отмена кратности возмещаемого ущерба при привлечении военнослужащих к материальной ответственности; 2) установление срока давности привлечения к материальной ответственности. Кроме того, в области оперативно-служебных и военно-служебных отношений данное изменение позволило в значительной степени упорядочить вопросы: привлечения военнослужащих к данному виду ответственности в различных служебных ситуациях, в том числе при нахождении военнослужащего в распоряжении, отпуске, при переводе на другое место службы, увольнении и т.д.; повседневной деятельности воинских частей и подразделений в части оптимизации работы по возмещению причиненного ущерба (временной фактор — ускорение работы); более ответственного подхода к привлечению военнослужащих к материальной ответственности (с учетом сроков и норм гражданского процессуального законодательства о сроках исковой давности); 3) введение и применение новых терминов, в том числе «воинские части», «реальный ущерб», «имущество воинской части»; разграничение видов материальной ответственности на ограниченную и полную; исключение из практики «натурального» порядка возмещения ущерба

Среди отрицательных сторон Закона 161 – ФЗ можно выделить: 1) Отсутствие четкого законодательного закрепления оснований наступления материальной ответственности. Применение в данном Законе гражданско-правовой категории «возмещение ущерба» создает определенные предпосылки для рассмотрения материальной ответственности на теоретическом уровне как дополнительного вида гражданско-правовой ответственности, ведет к смешению данных видов ответственности; 2) Отсутствие исчерпывающего перечня оснований освобождения военнослужащих от материальной ответственности, в том числе в случаях: смерти военнослужащего; объявления его безвестно отсутствующим; признания его недееспособным; возмещения военнослужащим вреда за утраченное или недостающее имущество, которое в установленном порядке было списано или признано негодным к дальнейшему использованию и эксплуатации, а также не представляющим какой-либо материальной ценности; 3) Отсутствие перечня оснований уменьшения размера ущерба, подлежащего возмещению. Отсутствие такого перечня, а также наличие в названном Законе нормы (ст. 11), устанавливающей единоличное право командира (начальника) уменьшать размер ущерба, подлежащего возмещению, также порождает определенные предпосылки возникновения коррупционных явлений и тем самым препятствует объективному и полному возмещению причиненного ущерба.

К видам материальной ответственности, в соответствии с Законом 161 – ФЗ можно отнести:

  • Ограниченная материальная ответственность военнослужащих: за ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие несут материальную ответственность в следующих размерах: военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, — в размере причиненного ими ущерба, но не более двух окладов по воинской должности; военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, — в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной ежемесячной надбавки за выслугу лет и т.д….
  • Полная материальная ответственность военнослужащих: по неосторожности военнослужащим, которому имущество было вверено на основании документа (документов), подтверждающего (подтверждающих) получение им этого имущества для обеспечения хранения, перевозки и (или) выдачи этого имущества либо производства финансовых расчетов; в результате преступных действий (бездействия) военнослужащего, установленных вступившим в законную силу приговором суда; в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации; умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий; военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Законом 161 – ФЗ определен срок привлечения военнослужащего к материальной ответственности составляет три года со дня обнаружения ущерба.

И днем обнаружения ущерба следует считать день, когда командир (начальник) узнал или должен был узнать о наличии материального ущерба, причиненного военнослужащим.

Ключевым в данном случае является факт выявления материального ущерба, а так же дата его обнаружения, то есть когда командир (начальник) должен был узнать о наличие материального ущерба.

В последние годы различные командиры (начальники) федеральных органов исполнительной власти активизировали свою деятельность в отношении привлечения военнослужащих запаса к материальной ответственности. И зачастую, как показывает судебная практика, уже на стадии подготовки к судебному заседанию выявляются совсем нелицеприятные факты нарушения закона со стороны командиров (начальников), а именно: документальные подтверждения служебного подлога, фальсификации документов и т.д. Крайне важно понимать, что в судебном процессе необходимо обращать внимание суда на данные проявления командирского «правового нигилизма». В случае необходимости заявлять ходатайство о проведении почерковедческой экспертизы, либо подавать частную жалобу на данные действия, а так же заявление о проведении проверки по факту служебного подлога в соответствующие правоохранительные органы, для того чтобы вам не пришлось оплачивать весьма дорогостоящую судебную экспертизу.

Подводя итог, если Вы оказались в подобной ситуации, то рекомендуем не медлить, а обратиться и довериться профессионалам. Ваш вопрос будет системно изучен, определены перспективы дела, выработана стратегия и алгоритм действий. Судебная практика показывает, что если у ответчика (бывшего военнослужащего) нет хорошего представителя и убедительных возражений, то суды как правило, привлекают такого ответчика к материальной ответственности и взыскивают значительные суммы денежных средств.

Обязаны ли члены семьи собственника платить коммунальные платежи?

Жилищный Кодекс РФ содержит нормы, регулирующие правовую природу вещных прав на чужие жилые помещения члена семьи собственника. Простыми словами, наделяются правами пользования жилым помещением лица совместно проживающие с собственником в качестве члена его семьи.

Разберем ситуацию, какими правами и обязанностями обладает, к примеру, мать, которая проживает со своей совершеннолетней дочерью, являющейся собственником квартиры.

В данной призме вопроса формально для матери квартира дочери является чужим жилым помещением.

Права пользования жилым помещением носят строго личный характер, поэтому не могут быть переданы или отчуждены другому лицу.

Возникает вопрос, равными ли правами и обязанностями в отношении квартиры обладают мать и дочь-собственник.

В отношении прав следует отметить, что собственник обладает большим объемом права, так как он, может использовать жилое помещение не только с целью проживания, а также с целью осуществления предпринимательской деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 17 ЖК РФ, допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Мать, по сути, может заниматься профессиональной деятельностью только с согласия дочери – собственника.

Очень часто на юридических консультациях задают вопрос, обязана ли мать участвовать в оплате коммунальных услуг.

В соответствии с п. 1 ст. 292 ГК РФ, дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением.

В соответствии с п. 3 ст. 31 ЖК РФ, дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Таким образом, мать обязана участвовать в оплате коммунальных услуг.

И еще один важный момент, который часто также всплывает в нашей повседневной жизни. Имеет ли право мать требовать устранения нарушения ее прав от дочери, если такое произойдет. С одной стороны дочь являясь собственником, будет чувствовать себя хозяином, с другой, в силу п. 3 ст. 292 ГК РФ, мать может требовать устранения нарушений ее прав на жилое помещение от любых лиц, включая собственника помещения.

Таким образом, для спокойного проживания каждого члена семьи необходимо знать весь объем своих прав. В превентивных целях все больше людей обращаются за юридической помощью, чем сохраняют свой моральный и материальный бюджет.

Практикующий юрист Вахрушев Никита Вадимович

Как добиться от медицинской организации качественного оказания медицинской помощи?

Дистанционное обучение вынудило детей сидеть дома, а режим самоизоляции ограничил передвижение граждан. Рекомендовано вызывать медицинскую помощь на дом. В связи с этим возникает множество вопросов относительно того, как убедиться в качестве этой самой помощи, т.к. медицинские работники загружены сейчас как никогда. Рассмотрим этот вопрос на примере обязанностей детского врача.

Обратимся к правовому обоснованию.

Согласно п.3 ст.2 Федерального закона «Об основах охраны граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ медицинская помощь — комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

В соответствии с п. 3-5 ст. 10 вышеназванного Федерального закона, доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом, применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи.

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 марта 2017 года № 306н установлен профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый».

В обобщенную трудовую функцию врача-педиатра входит оказание медицинской помощи детям в амбулаторных условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, в том числе на дому при вызове медицинского работника.

Кодом А/01.7 и кодом А/02.7 установлены следующие трудовые функции врача-педиатра соответственно: обследование детей с целью установления диагноза, назначения лечения детям и контроль его эффективности и безопасности.

Раскрытие трудовой функции под кодом А/01.7 включает выполнение следующих трудовых действий: сбор анамнеза жизни ребенка, оценивание состояния и самочувствия ребенка, направление детей на лабораторное обследование в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 07 марта 2018 года № 92н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям, которое устанавливает правила организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям в Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 указанного приказа, поликлиника (отделение) в том числе осуществляет следующие функции: организация диагностической и лечебной работы на дому.

Пункт 17 этого же приказа указывает, что для оказания медицинской помощи детям с острыми, хроническими заболеваниями и их обострениями возможно оказание первичной медико-санитарной помощи на дому при вызове медицинского работника родителями (законными представителями) либо по рекомендации выездных бригад скорой или неотложной медицинской помощи.

В связи с этими указаниями, важно понимать, что врачом-педиатром должна  быть верно  построена работа по получению сведений, получаемых при медицинском обследовании путём расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц, то есть Вас – родители.

В случае, если после ухода врача состояние ребенка не улучшилось, то необходимо обращаться «по скорой», т.к. в данной ситуации на первом месте всегда стоит здоровье детей. Очень важно, чтобы в этот нелегкий период было принято правильное решение лечиться на дому или отправляться в стационар. Ситуация со стационаром на сегодняшний день выглядит нерадушной, т.к. система уже перегружена.

Именно поэтому очень важно, чтобы с самого сбора анамнеза каждый выполнял свои обязанности добросовестно.

В случае же, если имеются претензии по качеству медицинской помощи, то не стоит спешить обращаться в суд. Тем более, что в судах временно приостановлен прием граждан, а направленное по почте исковое заявление будет долго перекладываться из кабинета в кабинет.

Существуют такие инстанции, как  внутренняя  проверка в самой медицинской организации, так и экспертиза страховой компании, тот самый полис ОМС.

В данной ситуации очень важно правильно сформировать свои претензии, чтобы добиться желаемого результата.

Практикующий юрист Вахрушев Никита Вадимович

О самостоятельном представлении интересов в суде. Советы для неюристов

Каждый юрист знает, что судебное разбирательство занимает центральное место во всей системе защиты прав граждан.

Судебное разбирательство проходит по установленным Гражданским процессуальным кодексом РФ правилам. Поэтому незнание этих правил не может сулить успеха в суде.

В то же самое время автору настоящей статьи приходится регулярно наблюдать, когда стороны представляют свои интересы без привлечения юридической помощи. Со стороны входа в зал судебных заседаний приходится наблюдать взрослых людей, которые сидят, будто идут сдавать самый важный экзамен. Выходят эти люди с вопросами, которые не могут удержать в себе и невольно произносят вслух: «Почему судья не стала меня слушать? Ведь это такие важные вещи?!?!».

В такой ситуации вспоминаешь правило «сапоги должен шить сапожник».

Очень сложно простым языком описать тонкости процессуального законодательства, поэтому следует выделить основные моменты, которые помогут людям быть в рамках процесса.

В первую очередь нужно обратиться к ст. 56 ГПК РФ, в силу которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается. В зависимости от категории дела, необходимо знать о том, что существует презумпция причинителя вреда. Однако, полагаться на это правило стоит с особой осторожностью, понимая его значение.

Презумпция вины причинителя вреда очень эффективно работает при сомнительности или вероятности экспертного заключения, когда вина ответчика считается установленной по причине недоказанности отсутствия вины. Автор встречал судей и представителей с юридическим образованием, адвокатов, которые неверно трактовали это правило и по-прежнему требовали от истца предоставления категоричных доказательства. Надеюсь, что эти пробелы будут восполнены служителями фемиды.

Итак, начнем с доказательств, которыми истцы-неюристы должны заменить свои «крики души».

Объяснение сторон — очень важное доказательство, т.к. в первую очередь оно непосредственно адресовано тому, кто принимает решение – судье. Поэтому очень важно подготовить четкое и правильное объяснение нарушения Ваших прав, а также ссылки на другие доказательства, которыми чаще всего являются письменные доказательства.

Письменные доказательства – это прежде всего первичные документы, например, договора, счет-фактуры, квитанции, история болезни, амбулаторная карта, заключения организаций, ответы государственных органов.

Весомым с приставкой очень является такое доказательство как судебная экспертиза. Здесь очень важно правильно поставить вопросы перед экспертом. Для этого нужно понимать о том, какие юридические значимые обстоятельства по делу, будут важны при принятии решения. Это конечно

приходит только с опытом. Истцу-неюристу в данной части рекомендовано читать судебную практику.

Заключая перечень важных доказательств, стоит указать о таком важном доказательстве, как показания свидетелей. Нужно понимать, что свидетель это тот человек, которые является очевидцем, то есть видел те вещи, которые необходимо доказать. Однако только лишь созерцания может быть недостаточно, нужно чтобы свидетель смог категорично ответить на поставленные вопросы. Вопросы будут сыпать с нескольких сторон, от судьи, от истца и от ответчика. Именно поэтому свидетель должен быть подготовленным к вопросам.

Завершая настоящую статью, автор хотел бы дать еще один совет. Судебное разбирательство – это то время, когда необходимо быть максимально собранным, то есть представлять себе, что другого раза, так называемого отложения заседания — уже не будет.

Практикующий юрист Вахрушев Никита Вадимович.

Правовой анализ постановления правительства Санкт-Петербурга №121 от 13.03.2020. Что же такое режим повышенной готовности? Правомерны ли штрафы за его нарушение?

Все больше и больше набирают обороты вменение штрафов за несоблюдение ограничительных мер, установленных Правительством г.Санкт-Петербурга.

В статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» даются разъяснения, что относится к «ограничительным мерам». Так, в абзаце 15 вышеназванной статьи указано: «ограничительные мероприятия (карантин) — административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных».

Ознакомившись с изданными губернатором постановлением №121 от 13.03.2020 года и неоднократно внесёнными в него изменениями и дополнениями, невозможно оставить без внимания то, что внесённые ограничительные меры идут в разрез с Конституцией РФ, с федеральными законами.

В постановлениях губернатора речь идёт о «самоизоляции», «переходе на «электронное обучение», публично объявлен запрет на посещение храмов, детских и спортивных площадок, парков, садов, скверов, установлена дистанция до других граждан не менее 1,5 метров, что обязательно должен соблюдать любой петербуржец и гость этого города.

Изучая постановления всё больше возникает вопрос: «Для кого написана Конституция РФ, Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»?».

Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее ФЗ №52) «Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний».

Как гласит часть 2 статьи 31 ФЗ N 52, такого рода мероприятия «вводятся на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения».

Действительно, Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ А.Ю. Поповой №7, изданным от 18 марта 2020 года, № 9, изданным от 30 марта 2020 года введены ограничительные меры, т.е. объявлен карантин на границе нашего государства.

В изданных постановлениях главный государственный санитарный врач РФ даёт высшим должностным лицам субъектов РФ (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов РФ) чёткие и конкретные указания по исполнению постановлений.

В первую очередь указанные постановления направлены на предотвращение завоза коронавируса в нашу страну. Поэтому введённые ограничительные меры действуют в отношении лиц, прибывших в РФ из-за границ.

Во избежание риска заражения, главным государственным санитарным врачом РФ А.Ю. Поповой была введена мера по соблюдению дистанции до других граждан не менее 1 метра. Однако губернатор решил «перестраховаться» и в своём постановлении установить иные правила, в  том числе указав соблюдение дистанции до других граждан не так как указала Попова А.Ю., а больше одного метра — «не мене 1.5 метра».

Помимо увеличения дистанции между гражданами, губернатор принял решение перестраховаться ещё в нескольких случаях, которые указаны в его Постановлениях.

К ним относятся, в том числе наложение запретов на посещение храмов, детских, спортивных площадок, скверов, парков, закрытие школ и введение электронного и дистанционного обучения.

В Постановлении Поповой А.Ю. ни слова не говорится о том, чтобы в субъектах РФ был введён запрет на посещение гражданами, в том числе несовершеннолетними детьми детских, спортивных площадок, ни слова о самоизоляции, о закрытии общеобразовательных учреждений. Про школы главным санитарным врачом РФ было оговорено, что дети посещают школы на усмотрение родителей, что подразумевает свободное посещение.

Обратимся к части 3 статьи 31 ФЗ N52, она гласит: «Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Т.е. прежде, чем ввести ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарные правила.

На сегодняшний день санитарные правила по части введенных губернатором ограничительных мероприятий отсутствуют.

В своих постановлениях губернатор ссылается на предписание главного санитарного врача по г.Санкт-Петербургу Башкетовой Н.С. Однако помимо предписания врача, должны быть установлены соответствующие санитарные правила (СанПин), которые обязательны для исполнения как юридическими лицами, так и физическими. А вслучае нарушения правил СанПин, они могут быть привлечены к ответственности.

В п.4 Постановления №2 изданном от 16.03.2020 года, главный санитарный врач по г.Санкт-Петербургу указывает об неукоснительном выполнении руководителями организаций, учреждений, предприятий Санкт-Петербурга города Постановления Правительства СПб №121. То есть, несмотря на установленный в статье 31 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» порядок введения ограничительных мер, главный санитарный врач г.Санкт-Петербурга предоставил такую инициативу губернатору, тем самым нарушая установленный и закрепленный на федеральном уровне порядок.

С учётом внесённых изменений и предоставленных прав субъектам РФ по части введения необходимых ограничительных мероприятий (карантина) на всей территории соответствующего субъекта Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 19.08.2005 N 529), губернатором на территории Санкт-Петербурга был введён режим повышенной готовности и введены ограничительные мероприятия.

Однако статями 6 и 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предусмотрено обязательное информирование населения о надвигающейся и/или существующей угрозе, указав реальные данные по угрожающей населению эпидемии.

Однако, губернатор, издав Постановления, не указал и не раскрыл по каким критериям стало понятно о наступлении того самого часа пик, в связи, с которым и был введён режим повешенной готовности. Что конкретно относится к этому режиму? Достаточно ли одного «чиха» или их должно быть «сотня», и «чих»  ли должен быть или что-то другое? , Действительно имеется угроза жизни и здоровью, что до объявления «чрезвычайной ситуации» — недалеко, до сих пор неясно. По каким критериям вводился режим  – до настоящего времени остаётся загадкой.

Согласно подпункту «д» пункта 10 статьи 4.1. Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несёт ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: «осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия».

На наш взгляд права граждан г.Санкт-Петербурга нарушены. При введении режима повышенной готовности — не раскрыта информация, что конкретно послужило основанием для ввода такого режима, какими критериями руководствовался губернатор. Из чего он исходил, что возникшая в субъекте ситуация не подпадает под «чрезвычайную», но уже приближается к ней, раз вводит такой режим, от  чего отталкивался губернатор? На сегодняшний день понятие «режим повышенной готовности» и понятие «самоизоляция» каким-либо нормативными правовыми актами РФ не закреплены.

Почему при закрытии школ, вводится исключительно электронное и дистанционное образование, если  выбор формы предоставления образования закреплён на законодательном уровне  (статья Конституции РФ, статьи 17,34, 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), и даже при возникновении чрезвычайной ситуации, права граждан не могут нарушаться в силу статьи 56 Конституции РФ.

Тем не менее, за нарушение введённых ограничительных мер в Санкт-Петербурге уже начали вменять санкции, выписывать штрафы, как указывают СМИ (https://tass.ru/obschestvo/8195589).

Такие ограничения, на наш взгляд — нарушают Конституцию РФ, Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Часть 2 и часть 3 статьи 55 Конституции РФ гласят: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. 3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Подводя итог, полагаем, что изданные губернатором Санкт-Петербурга постановления о введении режима повышенной готовности и введения ограничительных мер не соответствуют Конституции РФ, федеральному законодательству, имеют нарушения конституционных и гражданских прав.

Практикующий юрист Антуфьева Наталья Николаевна

Обеспечение трудовых прав в период ограничений введённых в связи с противодействием коронавирусу

В связи с резким изменением эпидемиологической обстановки произошло  не менее резкое изменение в области нарушений трудовых прав. Работодателя  с первых дней  заботят вопросы, как остаться наплаву. Принимаемые меры зачастую сводятся к уменьшению количества работников и как следствие расходов на оплату труда.

В этой связи следует обратить внимание на то, что такая ситуация не может являться основанием для расторжения трудового договора. Меры поддержки государства не помогут быстро найти работу, поэтому в этой связи остается бороться за свои трудовые права.

Перечень оснований расторжения трудового договора является исчерпывающим и изложен в Трудовом Кодексе РФ. Практика показала, что работодатель зачастую использует психологическое давление для побуждения работника уволиться по собственному желанию.

К сожалению доказать в суде, что работодатель принудил написать заявление по собственному желанию крайне трудно. С психологической точки зрения конфликт неизбежен в любой ситуации, когда работодатель принял решение действовать таким способом. Однако в случае, когда Вы отказываете работодателю в его «просьбе», то он вынужден искать другие способы, которые зачастую толкают его идти на откровенные нарушения.

В-первую очередь, при возникновении такой ситуации нужно четко понимать свои должностные обязанности, для чего потребуется должностная инструкция.

Во-вторых, не лишним будет ознакомиться  с условиями трудового договора и положением об оплате труда.

В-третьих, имейте в виду, что жалоба, направленная в инспекцию Труда, может рассматриваться до 2-х месяцев, именно поэтому важной выбрать несколько способов досудебной защиты. В такой ситуации претензионное письмо в адрес работодателя будет очень действенным, в том числе в плане будущей доказательной базы.

В-четвертых, нужно понимать, что даже, если вы останетесь на работе, то психологически работать будет сложно. Поэтому необходимо задуматься над суммой, которая бы Вас устроила при расторжении договора по соглашению сторон.

В независимости от желаемого результата следует придерживаться бумажно-законной плоскости общения и внимательно смотреть на содержание документов, которые будете подписывать.

Как показала юридическая практика, работодатель в такой ситуации стремится заключить мировое соглашение, ведь с точки зрения права работник является более слабой стороной, что говорит о том, что бремя доказывания обстоятельств принятия решения об увольнении лежит на работодателе.

Практикующий юрист, Вахрушев Никита Вадимович

Лизинговые каникулы и коронавирус

Лизинговые каникулы. Исполнение обязательств по договорам лизинга в связи с резким изменением эпидемиологической обстановки стало затруднительным, а в каких-то случаях невозможным. Появляются вопросы о признании такой ситуации форс-мажором и предоставлении каникул, аналогичных кредитным каникулам.

По сообщениям предпринимателей совершить платежи они возможно смогут, однако дальнейшая деятельность стоит под вопросом.

В связи с этим представляется разумным решить вопрос о временном послаблении исполнения обязательств.

Минтрансу, Минпромторгу и Минэкономразвития РФ поручено обеспечить к 5 апреля меры господдержки лизинговых компаний в связи со снижением платежеспособности их клиентов в сфере транспорта, следует из плана правительства по развитию экономики в условиях распространения коронавирусной инфекции.

С точки зрения вопроса платежеспособности представляется реальным и возможным решение возникшей ситуации одним из следующих способов: отсрочка уплаты основного долга на фиксированное время или льготный лизинговый платеж в течение определенного времени.

Арендатору при наступлении таких неблагоприятных последствий следует обратиться к арендодателю с соответствующим заявлением, в котором подробно изложить юридически значимые обстоятельства. Само по себе падения спроса не является ключевым обстоятельством, оно должно являться следствием невозможности исполнения обязательств компании перед клиентами. Очень важно будет указать на реальную возможность арендатора вносить, либо не вносить лизинговые платежи.

В случае разрешения такого спора в суде очень сложно сказать в чью пользу вынесет решение суд, признает ли он эту ситуацию следствием непреодолимой силы. Именно поэтому на первом этапе бумажно-законной работы очень важно подготовить аргументированное заявление о предоставлении льготы, либо невозможности исполнять обязательства по договору финансовый аренды (лизинга).

Практикующий юрист, Вахрушев Никита Вадимович

Чем грозит дольщикам коронавирус?

Исполнение обязательств по договорам в связи с резким изменением эпидемиологической обстановки стало затруднительным, а в каких-то случаях невозможным. Ранее таким предложением начиналась статья о ситуации с форс-мажором.

В продолжение указанной темы следует обратить внимание на Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 423 касающееся напрямую дольщиков и застройщиков.

Фактически с введением режима повышенной готовности, режима самоизоляции деятельности застройщиков была парализована.

С первых дней у застройщиков стали появляться вопросы о признании такой ситуации форс-мажором.

Указанное постановление Правительства РФ фактически освободило застройщика от санкции за просрочку сдачи объекта в виде неустойки. Такой иммунитет действует до 01 января 2021 года.

Если обратиться к положениям гражданского кодекса то, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

В данном случае Правительство РФ в принятом документе фактически указало на наличие двух условий: чрезвычайности и объективной непредотвратимости, которые признаются форс-мажором.

Для дольщиков такая ситуация является неблагоприятной по двум причинам: сроки сдачи объекта сдвигаются, нарушение срока до 01.01.2021 года не позволит взыскать предусмотренную законом неустойку.

Практикующий юрист, Вахрушев Никита Вадимович

Коронавирус: форс-мажор или нет?

Исполнение обязательств по договорам в связи с резким изменением эпидемиологической обстановки стало затруднительным, а в каких-то  случаях невозможным. Уже с первых дней появляются вопросы о признании такой ситуации форс-мажором. На словах слышим про меры поддержки, однако в издаваемых нормативно-правовых актах четкой формулировки не прослеживается.

Анализируя Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» и Постановление правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 года № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», можно сделать вывод, что искомого ответа на вопрос об освобождении от ответственности за неисполнение обязательстве, они не содержат.

Положение закона указывает на то, что лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. В данном случае для признания ситуации форс-мажором необходимо соблюдения двух условий: чрезвычайности и объективной непредотвратимости.

Таким образом, чтобы быть признанным форс-мажором, обстоятельство вследствие которого сделалось невозможным надлежащее исполнение обязательства должно одновременно соответствовать критериям чрезвычайности и объективной непредотвратимости.

Как видим, законодатель определил оценочные критерии, которые могут восприниматься по разному в каждой ситуации. В то же самое время не стоит забыть о том, что существует порядок выдачи подтверждения форс-мажорных обстоятельств с соответствующей выдачей соответствующих свидетельств. Обращение в торгово-промышленную палату в данной ситуации будет определять успех в суде, потому что такое свидетельство значительно упрощает процесс доказывания невозможности исполнения обязательств.

Практикующий юрист, Вахрушев Никита Вадимович